Конспект занятия «Правила безопасности знаю и всегда выполняю» в форме игры-викторины «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» в группе старшего дошкольного возраста
Цель: формирование представлений воспитанников о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, опасных для жизни и здоровья местах.
Программные задачи: уточнить представления воспитанников о правилах безопасного поведения на улице и дорогах города, о правилах пожарной безопасности, безопасности в быту; закрепить представления о некоторых дорожных знаках (автобусная остановка, пешеходный переход, подземный переход, парковка, осторожно дети, больница, милиция, осторожно пешеходный переход) и их назначении; развивать логическое мышление и связную речь, концентрацию внимания, умение совершать умозаключения; упражнять детей в определении номеров телефонов служб спасения (101,102,103,104,112); активизировать словарный запас детей по данной теме; развивать умение ориентироваться в различных жизненных ситуациях; совершенствовать умение действовать сообща в команде, оказывать посильную помощь товарищам; воспитывать ответственность за себя и жизнь своих близких, чувство собственной ответственности за результаты общих дел, стремление к победе.
Материалы и оборудование: бейджи по количеству участников игры, черный ящик, призы по количеству детей, аудиозаписи: звук гонга, тиканье, звук часов, различные аудиозаписи; логические схемы «Собери дорожный знак», карточки с номерами служб спасения, сигналы: зеленый и красный по количеству участников; пазлы, мультимедийная установка, музыкальная мини система, мультимедийная презентация.
Предварительная работа: разгадывание загадок по пожарной безопасности, безопасности в быту, природе, на улице; заучивание пословиц и поговорок; чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр видеороликов и мультипликационных мультфильмов просмотр видеороликов и мультипликационных фильмов на тему правил безопасного поведения в быту, на улице (Смешарики «Азбука безопасности», Уроки тетушки Совы «Азбука дорожной безопасности», «Аркадий Паравозов», «Опасная шалость», «Волшебная книга МЧС», К. Чуковский «Путаница», В. Драгунский «Денискины рассказы: «Пожар во флигеле», «Подвиг во льдах...», С. Маршак «Сказка про спички»); дидактические игры (лото «Это надо знать», «Дорожные знаки», «Службы спасения», «Знаешь ли ты?», «Четвертый лишний», «Можно-нельзя», «Телефон спасения» и др. «Знаки безопасности», «Удар безопасности», «Карусель безопасности» и т.д.); изо-деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме; тематические беседы о правилах безопасного поведения в местах, опасных для жизни и здоровья.
Участники: старший инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Партизанского РОЧС г. Минска Чернобук П.В., инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Партизанского РОЧС г. Минска Русалович Т.А., старший инспектор по агитации и пропаганде ГАИ Партизанского РУВД г. Минска Сподабаева Т.А., воспитатели дошкольного образования учреждений дошкольного образования г. Минска.
Ведущий мероприятия: инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Партизанского РОЧС г. Минска Русалович Т.А..
Начало занятия
Организационный момент
Заставка телеигры «Что? Где? Когда?» в сопровождении арии Германа из оперы «Пиковая дама» - автор П.И.Чайковский, исполнитель В.Атлантов.
Ведущий (В.:): Я рада всех приветствовать в этом зале. Сегодня играют две самые лучшие команды знатоков. Надеюсь, что мы узнаем, кто по праву может считаться самым внимательным, самым сообразительным, самым эрудированным.
Звучит аудиозапись «Ra-ta-ta», автор - Chris Juwens / Christian Heilburg, исполнитель - James Last.
В.: Поприветствуем наших участников! Команда «Умники» и команда «Знайки» (две команды под музыкальное сопровождение проходят в зал и выстраиваются полукругом возле своих столов).
Звучит аудиозапись «Ra-ta-ta», автор - Chris Juwens / Christian Heilburg, исполнитель - James Last.
В.: А так же команда телезрителей – герои «Волшебной книги», приславшая много писем – заданий, которые, предстоит выполнить игрокам.
На экране поочередно появляются фото 5 телезрителей (герои из мультипликационного фильма «Волшебная книга»: Бобер, Волк, Птичка, Лиса, Заяц.
За нашей игрой будет следить компетентное жюри и честно оценивать выполнение всех заданий (представляется жюри: старший инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Партизанского РОЧС г. Минска Чернобук П.В., старший инспектор по агитации и пропаганде ГАИ Партизанского РУВД г. Минска Сподабаева Т.А., заведующий ГУО «Ясли-сад №2 г. Минска» Шиндюк М.В.).
В.: Уважаемые игроки, послушайте, пожалуйста, правила игры: вопросы и задания для вас расположены на игровом поле, выбрать их поможет волчок (обращает внимание на игровое поле;
на выполнение каждого задания дается 1 минута;
ответ дает один из игроков, на которого я укажу;
ответы нужно давать полные;
нельзя перебивать своих товарищей;
нельзя выкрикивать ответы;
за каждый правильный ответ команде дается одно очко;
играем до 6 очков;
чья команда первая наберет нужное количество баллов, та и выиграет.
Внимание, игра начинается!
В.: Команды, поприветствуйте друг друга!
Команда «Умники»:
Мы соперникам своим —
«Знайкам» — говорим:
«С вами мы сразимся
И так просто не сдадимся!».
Команда «Знайки»:
Мы команде «Умники»
Шлём пламенный привет!
От души желаем
Знать правильный ответ!
В.: Внимание, перед началом игры мы проведем разминку, которая называется «Да – нет».
Игра-разминка «Да – нет»
Задачи: уточнение представлений детей о правилах поведения на улице, активизация мыслительных процессов у детей путем решения проблемных ситуаций, развитие концентрации внимания и саморегуляции.
В.: Уважаемые знатоки, сейчас мы проверим, знаете ли Вы правила дорожного движения. Я вам буду задавать вопросы, а ваша задача отвечать на вопросы только «Да» или «Нет». Будьте внимательны, сосредоточьтесь!
Быстрая в городе очень езда
Правила знаешь движения? (Да)
Вот в светофоре горит красный свет.
Можно идти через улицу? (Нет)
Ну, а зеленый свет горит,
Вот тогда можно идти через улицу? (Да)
Сел в автобус, не взяв билет.
Так поступать полагается? (Нет)
Старушка – преклонные очень года.
Ты место уступишь ей? (Да)
Пешком по улице идет пешеход? (Да)
У светофора 8 глаз, а у нас всего лишь два? (Нет)
Люди ждут автобуса на остановке? (Да)
Играть, кататься на велосипеде можно там, где машины едут? (Нет)
Переходить всегда дорогу нужно всем по переходу? (Да)
Не надо по улице спокойно шагать,
Когда можно по ней вприпрыжку бежать? (Нет)
Основная часть
В.: Разминка прошла отлично, прошу знатоков занять свои места. Уважаемые участники, настроились на игру. Желаю вам удачи и победы! Мы начинаем, счёт 0:0.
Звучит аудиозапись «Ra-ta-ta», автор - Chris Juwens / Christian Heilburg, исполнитель - James Last.
Уважаемые участники, напоминаю правила игры: отвечать на вопросы и выполнять игровые задания нужно быстро. Настроились на игру. Желаю вам удачи и победы! Мы начинаем, счёт 0:0.
1 РАУНД
Звучит гонг.
На экране крутится волчок (звучит аудиозапись «Дикая лошадь» автор - Геннадий Бондарев, исполнитель Джаз Мелконова). Волчок останавливается на одном из конвертов.
Дидактическая игра «Логическая цепочка»
Задачи: закрепить общие представления детей о дорожных знаках и их назначении; развивать зрительно-моторную координацию, логическое мышление, образное восприятие.
(Предлагаются дорожные знаки: «автобусная остановка», «подземный переход», «парковка», «пешеходный переход», «больница», «милиция», «дети», «пешеходный переход».)
В.: С вами играет Лиса! Будьте внимательны. Разыгрывается одно очко. Чтобы пешеходы могли заранее видеть места и лучше соблюдать правила дорожного движения, на дорогах и улицах устанавливают дорожные знаки. Лиса желает проверить, знаете ли вы некоторые дорожные знаки. Перед каждым из вас лежат карточки-схемы. Внимательно рассмотрите элементы знака на схемах и определите, какой дорожный знак спрятался. За одну минуту вам нужно подобрать соответствующий дорожный знак к каждой схеме. Выигрывает та команда, которая правильно подберет и назовет дорожные знаки. Внимание! Время пошло.
Звучит аудиозапись «часы», игроки выполняют задание.
В.: Уважаемые игроки, время закончилось. Давайте проверим правильность выполнения задания. Посмотрите на экран. У всех правильно? (Дети вместе с педагогом проверяют правильность выполнения на экране) Уважаемые игроки, кто из вас может дать точное название каждому знаку? (Ответы детей).
Педагог подводит итоги 1 раунда, объявляет счет игры и обращает внимание игроков на электронное табло (звучит аудиозапись «Голубая рапсодия», автор - Дж.Гершвин, исполнитель - R.P.O. Королевский филармонический оркестр
2 РАУНД
Звучит гонг.
На экране крутится волчок (звучит аудиозапись «Дикая лошадь» автор - Геннадий Бондарев, исполнитель Джаз Мелконова). Волчок останавливается на одном из конвертов.
Дидактическое упражнение «Номера служб спасения»
Задачи: закреплять представления детей о номерах служб спасения (101,102,103,104,112), развивать логическое мышление и речь, уточнить представления детей об основных правилах безопасности жизнедеятельности в различных сложных и опасных жизненных ситуациях, упражнять в определении лишнего предмета из множества по заданному признаку.
В.: Внимание, уважаемые игроки, с вами играет Бобер, который интересуется, знаете ли вы номера телефонов пожарной службы, милиции, скорой помощи, аварийной газовой службы, а также номер телефона единой службы спасения?
Ведущий читает загадки, дети, в ответ поднимают карточки с номером телефона, который соответствует данной службе спасения. (101 – телефон пожарной службы; 102 – милиция, 103 – скорая помощь, 104 –аварийная газовая служба; 112- единая служба спасения). Упражнение сопровождается показом слайдов на каждую загадку, которые демонстрируются после ответов детей.
Если в доме вспыхнет пламя,
Вряд ли справитесь вы сами,
Перед тем, как спорить с ним,
Наберите…(101).
Если видишь преступленье
Иль к нему приготовленье,
Защити свои права,
Набери скорей…(102).
Если человеку плохо,
Толку нет вздыхать и охать,
Срочно номер набери
Скорой помощи…(103).
Если в доме пахнет газом,
Форточки откройте сразу,
Не включайте свет в квартире
И звоните…(104).
Если вдруг пожар случится,
То не стоит суетиться.
Не паникуй и не зевай,
А … какой номер набирай? (112)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем! (Велосипед)
В.: Уважаемые игроки, посмотрите внимательно на экран и определите, что лишнее и почему? (Лишний велосипед, потому что не является машиной специального назначения).
Ведущий подводит итоги 2 раунда, объявляет счет игры и обращает внимание игроков на электронное табло (звучит аудиозапись «Голубая рапсодия», автор - Дж.Гершвин, исполнитель - R.P.O. Королевский филармонический оркестр).
3 РАУНД
Звучит гонг.
На экране крутится волчок (звучит аудиозапись «Дикая лошадь» автор - Геннадий Бондарев, исполнитель Джаз Мелконова). Волчок останавливается на одном из конвертов.
Динамическая пауза
Задачи: снять психомышечное напряжение, вызвать положительные эмоции от двигательной деятельности.
В.: Музыкальная пауза (на стол выставляется скрипичный ключ).
Звучит аудиозапись «Дорожный знак», автор – Игорь Шевчук, исполнитель – шоу-группа Саманта.
Дети поют и выполняют ритмичные движения под музыку.
Песня «Дорожный знак»
Знай – ты не один!
Наш совет немедленно
Тебе необходим!
Он тебе подскажет
Что, и где, и как?
Верный путь тебе укажет,
Тебе укажет
Дорожный знак!
Дорожный знак!
- Кто? Когда? Куда? Откуда?
И т.д. Т п…
Голосуем за порядок,
Против ДТП!
Аварийных ситуаций
Он заклятый враг.
За тебя готов сражаться
Готов сражаться
Дорожный знак!
Дорожный знак!
- Только вот на каждый случай
Нас не напасти.
В голове ты постарайся
Всех нас унести!
Твой неосторожный
Пусть (он) поправит шаг,
Твой попутчик-знак дорожный
Знак дорожный,
Дорожный знак!
Дорожный знак!
В.: Замечательно отдохнули. Уважаемые знатоки, займите свои места (педагог обращает внимание на осанку детей, правильную посадку за столом). Продолжаем игру!
4 РАУНД
Звучит гонг.
На экране крутится волчок (звучит аудиозапись «Дикая лошадь» автор - Геннадий Бондарев, исполнитель Джаз Мелконова). Волчок останавливается на одном из конвертов.
Игра на внимание «Разрешается – запрещается»
Задачи: развивать умение анализировать изображение на сюжетной картинке и подбирать нужный сигнал к той или иной жизненной ситуации (зеленый – разрешается, красный – запрещается), развивать саморегуляцию, зрительно-моторную координацию, логическое мышление и связную речь.
В.: Уважаемые знатоки! Будьте внимательны! Вам необходимо рассмотреть картинку с изображением ситуации на экране и поднять зеленый сигнал – если так поступать разрешается, либо красный сигнал – если так поступать запрещается.
На экране демонстрируются сюжетные картинки с изображением различных ситуаций, дети анализируют изображение и поднимают подходящие сигналы. Выборочно педагог уточняет у детей, почему они подняли тот или иной сигнал.
Ведущий подводит итоги 4 раунда, объявляет счет игры и обращает внимание игроков на электронное табло (звучит аудиозапись «Голубая рапсодия», автор - Дж.Гершвин, исполнитель - R.P.O. Королевский филармонический оркестр).
5 РАУНД
Звучит гонг.
На экране крутится волчок (звучит аудиозапись «Дикая лошадь» автор - Геннадий Бондарев, исполнитель Джаз Мелконова). Волчок останавливается на одном из конвертов.
Игровое задание «Видео-вопрос»
Задачи: расширить и уточнить представления детей об основных правилах безопасного поведения в быту: «Опасное или безопасное место для детей подоконник?», «Где на кухне самое опасное место?», развивать логическое мышление и связную речь, концентрацию внимания.
В.: Уважаемые игроки, с вами играет Заяц, который предлагает вам ответить на «Видео-вопросы».
На экране демонстрируются последовательно фрагменты из мультипликационного фильма «Волшебная книга», после ответа детей на экране демонстрируется правильный ответ.
Ведущий подводит итоги 5 раунда, объявляет счет игры и обращает внимание игроков на электронное табло (звучит аудиозапись «Голубая рапсодия», автор - Дж.Гершвин, исполнитель - R.P.O. Королевский филармонический оркестр).
6 РАУНД
Звучит гонг.
На экране крутится волчок (звучит аудиозапись «Дикая лошадь» автор - Геннадий Бондарев, исполнитель Джаз Мелконова). Волчок останавливается на одном из конвертов.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Задачи: развивать зрительный анализ и синтез, образное восприятие, умение совершать умозаключение по предложенной иллюстрации (правило безопасности на льду, безопасное использование пиротехники).
В.: Против Вас, ребята, играет Волк, который предлагает вам, за 1 минуту сложить сюжетную картинку (пазл) и назвать правило безопасности, изображенное на картинке. Уважаемые знатоки, время пошло!
Звучит аудиозапись «часы», дети складывают предложенную сюжетную картинку - пазл.
Предлагаются изображения из раскраски «Волшебная книга».
Выборочно педагог уточняет у детей какое правило безопасности изображено на его картинке.
Ведущий подводит итоги 6 раунда, объявляет счет игры и обращает внимание игроков на электронное табло (звучит аудиозапись «Голубая рапсодия», автор - Дж.Гершвин, исполнитель - R.P.O. Королевский филармонический оркестр).
7 РАУНД
Звучит гонг.
На экране крутится волчок (звучит аудиозапись «Дикая лошадь» автор - Геннадий Бондарев, исполнитель Джаз Мелконова). Волчок останавливается на одном из конвертов.
Заключительная часть
Сюрпризный момент «Черный ящик»
Задачи: развивать умения детей отгадывать предмет по его словесному описанию, активизировать познавательный интерес, создать ситуацию интриги и таинственности, вызвать чувство восхищения и гордости за работу спасателя у детей.
В.: Внимание! Чёрный ящик! (Звучит аудиозапись «Ra-ta-ta», автор - Chris Juwens / Christian Heilburg, исполнитель - James Last). Внимание! Черный ящик! (старший инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Партизанского РОЧС г. Минска Чернобук П.В. выносит черный ящик).
Игрокам предлагается после минуты обсуждения отгадать, какой предмет находится в черном ящике и для чего он нужен по предложенному описанию:
Знает все и учит всех
Кто с ней знаком – тех ждет успех!
Есть у нее помощники – друзья:
Птичка, Заяц, Бобр и я!
Вам, чтобы другом ее стать –
Правила безопасности надо соблюдать! (Волшебная книга)
Ведущий сообщает верный ответ, достает и показывает игрокам муляж «Волшебной книги».
Ведущий подводит итоги 7 раунда, объявляет счет игры и обращает внимание игроков на электронное табло (звучит аудиозапись «Голубая рапсодия», автор - Дж.Гершвин, исполнитель - R.P.O. Королевский филармонический оркестр).
Подводится общий итог игры. Предоставляется слово жюри. Звучит аудиозапись Homage To The Mountain группы YELLO.
Рефлексия «Я начну, а ты продолжи…»
Задачи: оценить эмоциональный и смысловой аспект деятельности детей на занятии; дать возможность воспитанникам высказать свое собственное мнение о выполнении тех или иных заданий на занятии.
В.: Ребята, наша игра «Знатоки безопасности» закончилась! Давайте станем в круг и возьмемся за руки. Я хочу предложить вам поблагодарить друг друга за хорошую игру. Давайте пожмем руки тем, кто стоит справа от вас, затем, кто стоит слева. Скажите, какой была наша игра? Какое задание для вас было сегодня самым трудным? А самым лёгким? А самым интересным? Что больше всего запомнилось из игры? Что помогло нам выполнить все задания? (Ответы детей).
Вы меня сегодня очень порадовали! Каждый из вас молодец! Вы заслужили право называться лучшими Знатоками клуба Что? Где? Когда?! Будьте внимательны и соблюдайте все правила безопасности! Позвольте вручить вам медали и призы. (Жюри награждает победителей медалями и призами (раскраски «Волшебная книга МЧС»).
Всем гостям спасибо за внимание! Игра окончена! До встречи на следующей игре!
Дети под музыку уходят из зала (звучит аудиозапись «Голубая рапсодия», автор - Дж.Гершвин, исполнитель - R.P.O. Королевский филармонический оркестр.
ЛИТЕРАТУРА:
-
Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин – т образования, 2019.
СКАЧАТЬ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
свернуть