АВТОРСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Использование электронных средств обучения
в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности
у детей дошкольного возраста
Наша задача не в том,
чтобы сделать себя необходимыми нашим детям,
а, наоборот, в том, чтобы помочь им научиться,
по возможности скорее, обходиться без нас.
К.О. Конради
Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников.
Задачи: обозначить основные направления работы с воспитанниками по образовательной области «Ребёнок и общество» (раздел «Безопасность жизнедеятельности») при организации образовательного процесса; представить опыт работы по вопросу формирования основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников; показать возможности использования электронных средств обучения в работе с воспитанниками по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
Целевая аудитория: воспитатели дошкольного образования
Участники: старший инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Партизанского РОЧС г. Минска Чернобук П.В., инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Партизанского РОЧС г. Минска Русалович Т.А., старший инспектор по агитации и пропаганде ГАИ Партизанского РУВД г. Минска Сподабаева Т.А..
План проведения:
- Просмотр социального ролика МЧС «Берегите детей».
(старший инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Партизанского РОЧС г. Минска Чернобук П.В.)
- Информационный блок «Реализация образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования (раздел «Безопасность жизнедеятельности») посредством использования электронных средств обучения».
(заведующий ГУО «Ясли-сад №2 г. Минска» Шиндюк М.В.)
- Занятие по образовательной области «Ребенок и общество» во второй младшей группе «Фиксик Мася и электроприборы».
(старший инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Партизанского РОЧС г. Минска Чернобук П.В.)
- Игралочка для взрослых «Ситуативные задачи по ОБЖ».
(инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Партизанского РОЧС г. Минска Русалович Т.А.)
- Занятие по образовательной области «Ребенок и общество» в средней группе «Кошкин дом».
(инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Партизанского РОЧС г. Минска Русалович Т.А.)
- Просмотр социального ролика «Берегите своих детей».
(заведующий ГУО «Ясли-сад №2 г. Минска» Шиндюк М.В.)
- Интеллектуальная игра «Что, где, когда?» по образовательной области «Ребенок и общество» в группе старшего дошкольного возраста совместно с законными представителями воспитанников «Знатоки безопасности».
(старший инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Партизанского РОЧС г. Минска Чернобук П.В., инспектор сектора пропаганды и взаимодействия с общественностью Партизанского РОЧС г. Минска Русалович Т.А., старший инспектор по агитации и пропаганде ГАИ Партизанского РУВД г. Минска Сподабаева Т.А., заведующий ГУО «Ясли-сад №2 г. Минска»
Шиндюк М.В.)
- Рефлексия. Интерактивная игра «Заверши фразу».
(заведующий ГУО «Ясли-сад №2 г. Минска» Шиндюк М.В.)
Ход мероприятия:
Организационный момент.
- Просмотр социального ролика МЧС «Берегите детей».
Ведущий (В.:) Сегодня вопросы формирования у воспитанников культуры безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и умения по возможности избегать их, а при необходимости правильно действовать, очень актуальны. Как известно, этот процесс во многом зависит от эффективности форм и методов образовательной работы с детьми. Наиболее эффективный путь формирования культуры безопасного поведения – это путь через интерактивную игру, которая поможет предоставить объем представлений по безопасности для детей дошкольного возраста в доступной и понятной для их восприятия форме.
Основная часть.
- Информационный блок «Реализация образовательной области «Ребёнок и общество» учебной программы дошкольного образования (раздел «Безопасность жизнедеятельности») посредством использования электронных средств обучения».
В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека.
Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей. Психологические особенности ребенка дошкольного возраста характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей. Сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко возникают травмоопасные ситуации, так как ребенок не может самостоятельно определить всю меру опасности окружающей его действительности.
Казалось бы, изолируй ребенка от всего опасного, помести в «стерильную» клетку, где нет ни колющих и режущих предметов, ни микробов, ни животных, ни чрезмерных нагрузок - и будет он в безопасности. Так ведь нет! Может быть, в этом случае у нас и получится частично сохранить его соматическое здоровье, но гарантировать его психическое здоровье мы вряд ли сможем. И возникает противоречивая ситуация.
Практика работы с детьми дошкольного возраста за последние годы показывает, что наши воспитанники стали менее самостоятельными, безынициативными, не могут принимать адекватных самостоятельных решений, не имеют представлений о том к кому можно обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не имеют представлений об основных правилах безопасной жизнедеятельности. Эта проблема на современном этапе активно разрабатывается, вызывая интерес у педагогов практиков и исследователей.
Высокая динамичность современного мира, участившиеся в последнее время трагические случаи с участием детей дошкольного возраста требуют от педагогических работников дошкольного образования поиска новых подходов к формированию основ безопасной жизнедеятельности у воспитанников уже сегодня. Главной целью воспитания культуры безопасной жизнедеятельности у детей выступает формирование основных представлений об опасных для жизни ситуаций, развитие умений правильно действовать в них, своевременно обращаться за помощью. Главной же задачей будет стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность не просто сумма усвоенных представлений и умений, а стиль жизни, правильное поведение в различных жизненных ситуациях. Таким образом, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности у воспитанников в целом будет заключаться в формировании у них основных представлений об опасных жизненных ситуациях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Каковы же основные источники опасностей для ребенка дошкольного возраста? Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на улицах города, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, изобилием в домашнем хозяйстве предметов бытовой техники и электроники.
В учебной программе дошкольного (2016) образования нет отдельно выделенной образовательной области по формированию безопасности жизнедеятельности. Данный раздел включен в образовательную область «Ребенок и общество», а задачи, сформулированные в учебной программе дошкольного образования, представлены по мере усложнения для каждой возрастной группы и рассматриваются, начиная со второго года жизни. Однако, несмотря на значительный объем имеющихся задач по формированию представлений и умений у воспитанников об основах безопасности жизнедеятельности, программный материал недостаточно систематизирован и нуждается в некоторой детализации и конкретизации, что вызывает определенные трудности в прямой реализации поставленных программных задач в данном направлении.
Анализ содержания программных задач учебной программы дошкольного образования по вопросу безопасности жизнедеятельности позволил нам выявить компоненты, на основе которых должно осуществляться формирование основ безопасности жизнедеятельности воспитанников. Имеющиеся задачи учебной программы в образовательной области: Ребенок и общество: Безопасность жизнедеятельности мы объединили и систематизировали в соответствии с их содержанием и возрастом воспитанников по пяти компонентам безопасности жизнедеятельности: пожарная безопасность, безопасность на улице, безопасность в природе, безопасность дома в быту, безопасность при общении с чужими людьми. Их содержание мы представили в 5-ти тематических блоках:
- Наука о правилах дорожного движения.
- Пожарные правила для детей.
- Правила общения с другими людьми.
- Правила поведения в быту.
- Правила поведения в природе
Содержание представленных тематических блоков базируется на содержании образовательной области учебной программы дошкольного образования «Ребенок и общество» (Раздел «безопасность жизнедеятельности»). Учебным планом учреждения дошкольного образования специально отведенных учебных часов на формирование представлений и умений воспитанников основам безопасности жизнедеятельности не предусмотрено, в связи с чем, образовательную работу с детьми по представленным тематическим блокам мы осуществляем через нерегламентированную деятельность. Последовательность образовательной работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников осуществляется посредством реализации разнообразных форм работы с воспитанниками с привлечением электронных средств обучения, которые на наш взгляд оптимально решают программные задачи и включают в себя все практикуемые в учреждении дошкольного образования виды деятельности с детьми. Нами составлен перспективный план работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в нерегламентированной деятельности и активно апробируется в практике работы учреждения дошкольного образования. Так как правила, усвоенные ребенком в дошкольном возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека в целом мы посредством реализации нерегламентированной деятельности стараемся формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся сложных жизненных ситуациях.
В процессе организации дидактических игр, бесед, чтения художественной литературы, художественной деятельности нами широко применяются ЭСО, которые доступны детскому восприятию и пониманию и способствуют обогащению познавательного и жизненного опыта. Опыт работы позволил нам определить наиболее эффективные формы обучения воспитанников основам безопасности жизнедеятельности и составить картотеку для удобства их использования педагогическими работниками в образовательном процессе.
Электронные средства обучения наряду с живым словом воспитателя дошкольного образования являются важным компонентом образовательного процесса и элементом развивающей среды современного учреждения дошкольного образования, которые дают возможность более наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни, привлечь их внимание. Предъявление информации на экране компьютера, телевизора, мультимедийной установки в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Связано это с тем, что современный ребенок быстро осваивает практически любой гаджет. В настоящее время не секрет, что дети дошкольного возраста часто «уходят с головой» в компьютерные игры и ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам, их не «оторвать» от экранов телевизоров, они сознательно стремятся применять технические средства на практике. Оградить от этого современного ребенка практически невозможно. И надо ли? Следовательно, наша задача использовать возможности ЭСО во благо ребенка.
В своей работе мы используем различные методы и приемы по формированию основ безопасности жизнедеятельности с привлечением ЭСО. Это словесные методы: ситуативный разговор, ситуации-загадки, беседы, «живой разговор», чтение стихов, рассказов, сказок; практические: интерактивные игры, дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, ситуативно-имитационное моделирование, игровые тренинги, виртуальные экскурсии; наглядные: наблюдения, иллюстративный материал, тематические альбомы, видеопрезентации, мультфильмы, диафильмы и многое другое.
Беседы по основам безопасности жизнедеятельности, сопровождаемые яркими мультимедийными презентациями, дают возможность ребенку заглянуть туда, где в реальной жизни он не может оказаться, расширить его кругозор, тогда как голословный рассказ воспитателя никогда не будет иметь такого эффекта, а наглядный материал, представленный на экране телевизора, вызывает огромный интерес у детей.
Ситуативный разговор – позволяет анализировать возникшие в течение дня травмоопасные ситуации, находить пути их решения, а использование фотографий помогает закрепить проговорённые правила. Так мы часто используем такую форму работы с законными представителями воспитанников как «Сэлфи безопасности», «Неожиданный кадр». В результате у нас появляются фото книжки-малышки, которые мы рассматриваем совместно с детьми, всякий раз вспоминая и проговаривая правила безопасности в различных жизненных ситуациях.
Художественная литература открывает огромные возможности в реализации всех задач по ОБЖ, и не использовать ее в своей работе просто невозможно. Существует очень много сказок, рассказов и стихов по основам безопасности жизнедеятельности, которые предлагает учебная программа дошкольного образования для каждой возрастной группы.
Чтение художественной литературы мы сочетаем с просмотром обучающих мультфильмов, что позволяет демонстрировать воспитанникам не только правила безопасности жизнедеятельности, но и примеры «неправильного» поведения в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей. Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности с детьми. Смотрим мы не только готовые мультфильмы, но ещё и создаём их сами в виде диафильмов. Почти все взрослые, которые в детстве смотрели диафильмы, сохранили очень теплые воспоминания и о просмотренных сказках на импровизированных экранах из белой простыни. Красочные иллюстрации, в создании которых принимали участие сами родители и дети, делают чтение и просмотр более увлекательными и помогают ребенку в понимании и усвоении сюжета. Для создания диафильмов мы используем как готовые иллюстрации, так и созданные нашими воспитанниками совместно с и их родителями на основе хорошо известных сюжетов из сказок. Диафильм можно обсудить в процессе просмотра, крупные красочные картинки крупнее, чем в книге и они не меняются с бешеной скоростью как в мультфильме. Таким образом, ребенок лучше усваивает нужный материал, потому что он интересен и красочен и доступен для восприятия ребенком любого возраста. Такая форма работы также позволяет совместно рассматривать, обсуждать, аналитически работать с иллюстрацией. Использование диафильмов может иметь место уже в младших группах — при чтении сказок, рассказов, разучивании стихотворений, во время бесед и т. д. Кадры на экране привлекают внимание детей, повышают их интерес к теме, активизируют мыслительную деятельность.
Развитие содержания дошкольного образования в Беларуси в настоящее время можно обозначить как переход к разработке способов реализации идей и принципов личностно-ориентированного образования. Решению данной задачи будет способствовать использование педагогическими работниками таких методов и приемов, которые могут стимулировать проявление всеми детьми активности на занятиях, самостоятельности в решении проблем, осуществлении выбора, оперирование личным опытом, использование имеющихся представлений и умений. Всем этим требованиям отвечают интерактивные игры. Они усиливают педагогическое взаимодействие, взаимовлияние всех участников образовательного процесса через призму собственной индивидуальности, личного опыта жизнедеятельности. Разнообразные по содержанию и форме интерактивные игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых.
В чем преимущество таких игр?
Во-первых, из позиции пассивного слушателя, дети становятся в активную позицию, что в полной мере отвечает современным требованиям к организации образовательного процесса: «Чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали больше сами дети, чтобы педагогу приходилось больше слушать…, чтобы дети все время были активными, а не пассивными слушателями…». Некоторые игры требуют больше вербальной активности воспитанников («Что делать, если…», «Продолжи предложение…», «Доскажи словечко» и др.), другие предполагают их двигательную активность («Один, два, три в круг беги!», «Поменяемся местами», «Сделай выбор», «Потуши огонь», «Выезд спасателей» и др.). Все интерактивные игры предполагают выполнение различных мыслительных операций: сравнение, классификация, обобщение, оперирование понятиями, поиск ответов, решение проблем, оценивание и т.д. Главной особенностью таких игр, является то, что представления, которые осваивают воспитанники, приобретаются в процессе собственной познавательной активности.
Во-вторых, изменяются отношения между всеми участниками образовательного процесса. Взаимодействие между воспитанниками и воспитателями начинают выстраиваться на основе паритетности, что предполагает принятие педагогом активной позиции ребенка, признание за ним права на самостоятельность мыслей, высказывание мнений, отказ от убеждения, что существует единственно правильное мнение, и оно принадлежит взрослому.
В-третьих, создается благоприятная атмосфера на занятиях. Благодаря играм целенаправленно реализуется комплекс внешних условий, содействующих удовлетворению, радости, проявлению спектра положительных эмоций у всех участников образовательного процесса. Особое значение имеет, создаваемая на занятиях ситуация успеха, которая позволяет повысить мотивацию у воспитанников, обеспечивает более высокий уровень усвоения материала, способствует снижению утомляемости и повышению уровня удовлетворенности от участия в специально организованной деятельности.
В-четвертых, использование игр качественно изменяет характер деятельности самого воспитателя на занятиях. Традиционная форма проведения занятий выделяет педагога как центральное действующее звено, важным является только содержание деятельности воспитателя: какие вопросы необходимо задавать, какие методы и приемы использовать и т.д. Игровая модель обучения служит источником взаимообучения и взаимообогащения всех участников образовательного процесса. Делясь своими имеющимися представлениями и умениями, дети берут часть обучающей функции на себя, что повышает мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.
Интерактивные игры могут быть использованы в разных вариантах: как отдельный элемент занятия; как технологическая характеристика отдельного занятия, развлечения, когда все занятие построено с использованием данных игр; как основа для наполнения конкретным содержанием игр в соответствии с темой занятия, главное, чтобы сохранялась технология организации игр.
Однако использование интерактивных игр не стоит воспринимать как средство избавления детей от скуки на занятиях. Широкое их использование не может само по себе гарантировать успех в образовательном процессе и не в состоянии скрыть некомпетентность педагога в содержательном и методическом плане. Только обдуманный подбор игр в сочетании с основательным знанием содержания темы может обеспечить успех в применении интерактивных игр.
Дидактические игры – созданные нами при помощи ИКТ, помогают закрепить представления детей о правилах безопасности жизнедеятельности, и вместе с тем развивают память, мышление, речь, воспитывают чувство ответственности за свою жизнь и здоровье. Дидактические игры позволяют применять накопленный опыт в процессе познания окружающей действительности, тем самым активизируют познавательные процессы.
Распечатанные на принтере сюжетные раскраски позволяют нам в свободной деятельности воспитанников закрепить ранее разученные правила.
Сюжетно-ролевая игра – позволяет формировать положительные взаимоотношения между детьми, закрепить представления о труде служб спасения, развить сюжетную, творческую игру, воспитать у детей уважение к труду, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим.
Проблемы, связанные с безопасностью ребенка, невозможно решать только в рамках учреждения дошкольного образования. Не менее важным условием выступает тесная взаимосвязь с законными представителями наших воспитанников. Поэтому мы широко привлекаем родителей к участию в совместных физкультурных досугах и музыкальных развлечениях, в выставках детско-родительского творчества, выпуске семейных стенгазет, созданию книжек-малышек по разным направлениям безопасности жизнедеятельности, изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр и т.д..
Большую роль в решении задач по формированию основ безопасности жизнедеятельности выступает создание оптимальной развивающей среды в учреждении дошкольного образования.
С целью создания специальных педагогических условий в группах по данной проблеме в нашем учреждении дошкольного образования был проведен смотр-конкурс среди всех возрастных групп на лучший уголок безопасности. В результате, которого в учреждении дошкольного образования собран богатый наглядно-демонстрационный и игровой материал, как фабричного производства, так и сделанного руками педагогических работников. В процессе подготовки к смотру-конкурсу воспитателями дошкольного образования был изготовлен настольный макет, моделирующий улицы и дороги, с набором специальных атрибутов, объемная модель пожарной части, подобраны наглядные пособия, плакаты, тематические альбомы для рассматривания, сюжетные и предметные картинки, изображающие опасные ситуации и предметы окружающего мира, дидактические и настольно-печатные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, оформлена картотека художественной литературы, закуплены игрушки и игровое оборудование по формированию основ безопасности жизнедеятельности (машины специального назначения, куклы, отражающие профессии спасателей и др.). В нашем учреждении дошкольного образования разработано большое количество методических материалов по формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников. Это конспекты занятий, бесед, проблемных ситуаций, авторских сказок, викторин, кроссвордов. Также нами создана картотека мультипликационных образовательных роликов и подобраны видеоуроки и виртуальные экскурсии по ОБЖ. В каждой возрастной группе установлены телевизоры, имеющие USB-вход, возможность подключения к компьютеру через кабель HDMI, что позволяет каждому воспитателю дошкольного образования свободно использовать электронные средства обучения в образовательном процессе. Также в учреждении дошкольного образования имеется три точки свободного доступа в сеть интернет, настроен WiFi.
Нами создан персональный аккаунт Google нашего учреждения в поисковой системе Google Chrome, где в хранилище Google-диска мы разместили и постоянно пополняем специальную рубрику «Безопасный мир детства». Доступ к информации на виртуальном диске осуществляется через индивидуальный логин и общий пароль, который имеют все педагогические работники нашего учреждения дошкольного образования. В хранилище Google-диска мы разместили единый каталог электронных средств обучения: мультимедийные презентации; авторские конспекты занятий с мультимедийной и компьютерной поддержкой; виртуальные экскурсии, демонстрационные и наглядные материалы, подборки предметных и сюжетных картинок, электронных дидактических игр, видеотека обучающих мультфильмов и видеороликов систематизированных по направлениям безопасности, консультационный материал по вопросу формирования основ безопасности жизнедеятельности. Хранилище Google-диска является важным инструментом в нашей педагогической практике – это не просто еще одна инновационная форма методической работы. Данный ресурс создает реальные возможности построения открытой системы для педагогов мобильно обмениваться информацией, делиться с коллегами своими методическими разработками, имеющимися ЭСО. Оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток способствует распространению педагогического опыта, делает деятельность педагогов по подготовке к образовательному процессу более эффективной, обеспечивает комплексную поддержку использования педагогическими работниками ЭСО, создает единую информационную базу педагогических практик, педагогического опыта, инновационной деятельности наших педагогических работников.
В своей работе мы используем материалы журнала «Юный спасатель». В «библиотеке безопасности» нашего учреждения собрана коллекция рассказов из рубрики журнала «непридуманные истории», книжек-малышек о правилах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Также мы широко используем мультимедиа материалы по основам безопасности жизнедеятельности (аудио ролики, социальные видеоролики, обучающие видеофильмы и уроки, фильмы о спасателях, постеры и плакаты, комиксы и сказки и др.), созданные сотрудниками отдела пропаганды и социокультурной деятельности МГУ МЧС; РОЧС Партизанского района г. Минска. Тем самым мы выступаем в роли посредников между детско-родительской общественностью и службами спасения, организуем дистанционное просвещение и обучение родителей, которое не привязано к конкретному времени и месту.
Во время пути к достижению цели важно не навредить ребёнку, а сделать так, чтобы шёл процесс совершенствования его личного опыта. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесёт пользу и практическую значимость. Мы уверены, что проводимая нами работа поможет всем детям избежать опасных ситуаций, уберечь их жизнь и здоровье.
Мы знаем, что то, что мы делаем это капля в море, но море было бы еще мельче без этой капли!
- Занятие по образовательной области «Ребенок и общество» во второй младшей группе «Фиксик Мася и электроприборы».
- Игралочка для взрослых «Ситуативные задачи по ОБЖ».
Ситуативная задача 1.
Представьте себе, что вы включили электрический чайник и тут неожиданно зазвонил телефон. Вы уходите, а когда вернулись, застаете картину – в комнате сильное задымление, горит чайник, бумаги на столе. Ваши действия.
Ответ: Если можно вынуть вилку из розетки, или обесточить квартиру. Предупредить людей о пожаре, приступить к тушению – воспользоваться огнетушителем, можно также накрыть электроприбор плотной тканью, засыпать землей из цветочного горшка. При необходимости вызвать спасателей по телефону 101 или 112.
Если на начальной стадии с возгоранием справиться не удалось – закройте плотно дверь, эвакуируйтесь на улицу и вызовите спасателей по телефону 101 или 112.
Ситуативная задача 2.
Ночью Вы проснулись от звука автономного пожарного извещателя, когда открыли глаза, то увидели, что весь коридор и часть Вашей комнаты заполнены дымом, видимость очень плохая, но огня не видно. Ваши действия.
Ответ: лечь на пол и ползком, учитывая планировку, ориентируясь рукой о стену, ползти к выходу из квартиры, по возможности закрыть нос и рот тканью, закрыть за собой дверь и сообщить в службу спасения по телефону 101 или 112.
Ситуативная задача 3.
Вы, находясь дома, почувствовали сильный запах газа, исходящий из кухни. Что необходимо делать в данной ситуации?
Ответ: перекрыть газовый кран, открыть окно и плотно закрыть дверь на кухне, покинуть квартиру и сообщить в аварийную газовую службу по телефону 104.
Ситуативная задача 4.
Вы измеряли температуру и нечаянно уронили градусник на пол, разбив его. Что необходимо делать в данной ситуации?
Ответ: Вывести из помещения всех находящихся людей, домашних животных, в стеклянной банке приготовить раствор марганцовки, одеть на органы дыхания влажную повязку, на руки – резиновые перчатки, щеткой (лейкопластырем, скотчем) собрать шарики ртути в банку, поверхность обработать раствором марганцовки (мыльно-содовым раствором), проветрить помещение. Собранную в банке ртуть закрыть крышкой, отнести в прием ртути.
Ситуативная задача 5.
Представьте себе, что Вы приходите на кухню и видите, что сковорода, в которой что-то жарилось, горит. Что Вы будете делать?
Ответ: Перекрыть газовый вентиль, накрыть сковороду крышкой или мокрым полотенцем, засыпать землей из цветочного горшка, солью или другими сыпучими веществами.
Ситуативная задача 6.
У друга, стоявшего у огня, вдруг загорелась штанина. Огонь начался подниматься к куртке. Друг начинает в панике бегать вокруг. Что делать?
Ответ: Остановить друга, так как беготня и паника не могут, а любое движение воздуха или ветра еще больше разожгут пламя, которое еще быстрее распространится по одежде. Можно набросить на потерпевшего кусок ткани плотной (одеяло, пальто). Это прекратит доступ кислорода и горение прекратится. Когда пламя будет потушено, вызвать скорую помощь. До прибытия скорой – охлаждать обожженные участки тела холодной водой.
Ситуативная задача 7.
Встретив поздно вечером на своем пути шумную компанию подростков, что нужно сделать?
Ответ: Перейти на другую сторону улицы и обойти опасное место. При необходимости повернуть назад, выйти в людное место. Можно зайти в любое помещение, где стоит охранник, и попросить помощи.
Ситуативная задача 8.
Как безопаснее действовать в ситуации, когда тебя остановили несколько молодых людей, которые вынуждают отдать ценные вещи?
Ответ: Если нет возможности убежать, то необходимо говорить уверенно, достаточно громко. На формальные вопросы отвечать: «Я не курю», «Не трогайте сумку», «Дайте пройти». Обращение на «Вы», четкие, но не дерзкие ответы могут вызвать заминку в действиях хулиганов, и вы сможете освободиться и убежать.
Если не удалось этого сделать, то нужно «торговаться», соглашаясь отдать что-то другое взамен. Например, вместо дубленки принести деньги. Занижайте ценность вещи (куртка не кожаная, дубленка старая и т.д.). Все время ищите возможность бежать и обратиться за помощью.
Ситуативная задача 9.
Даша и Катя провели на открытом солнце целый день. Долгое времяпровождение на солнце привело к беде – солнечному удару. Что необходимо делать?
Ответ: Оказать первую помощь немедленно. Пострадавших следует положить в тени или же в холодном помещении, освободить грудь и шею от одежды, положить холодные компрессы на голову, шею и область груди. Если человек в сознании, то ему желательно дать какой-нибудь холодный напиток, лучше минеральную воду. Во всех случаях вызвать скорую помощь.
Ситуативная задача 10.
Паша приехал на летние каникулы в деревню к бабушке и дедушке, где имелась большая пасека. Так случилось, что Пашу укусила пчела. Что нужно сделать?
Ответ: Действие яда пчел и ос может вызвать шок, аллергическую реакцию. Особенно тяжелы реакции при множественных укусах. Нужно удалить жало, к месту укуса приложить салфетку или вату, смоченную одеколоном, спиртом, раствором перекиси водорода или холодный компресс.
Ситуативная задача 11.
Предположим, что вы отправились на концерт вашей любимой группы. Во время концерта кто-то начал кричать, что в помещении пожар. Началась паника. Толпа ринулась к пожарным выходам. Как не стать жертвой толпы?
Ответ: Не цепляйтесь ни за что руками – их могут сломать. Если есть возможность, то застегнитесь. Если у вас что-то упало – не поднимайте. В плотной толпе большая вероятность сдавливания, поэтому защитите диафрагму сцепленными в замок руками, сложив их на груди. Толчки сзади нужно принимать на локти, а диафрагму защищать напряжением рук.
Ситуативная задача 12.
Вы находитесь дома, вдруг все форточки начинают захлопываться и звенеть от порывистого ветра. И вы понимаете, что начинается ураган. Какие Вы предпримите меры?
Ответ: Проверить состояние электрощитов, газовых и водопроводных кранов, в случае необходимости перекрыть их. Все электроприборы выключить. Укрываться лучше в подвальных помещениях. Находясь в помещении остерегаться осколков стекла. При сильных порывах ветра необходимо отойти от окна и занять место в нишах стен, дверных проемах или стать вплотную к стене.
- Занятие по образовательной области «Ребенок и общество» в средней группе «Кошкин дом».
- Просмотр социального ролика «Берегите своих детей».
- Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе совместно с законными представителями воспитанниками «Знатоки безопасности».
Заключительная часть.
Рефлексия. Интерактивная игра «Заверши фразу».
Участники мероприятия поочередно заканчивают фразы типа: «Сегодня я запомнила…», «Сегодня я поняла…» и т.д.
Чаепитие.
ЛИТЕРАТУРА:
- Давидович, А. Л. Дошкольникам о правилах безопасности: 4-5 лет : учеб. нагляд. Пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. Л. Давидович, Н. В. Литвина, Е. И. Смолер. – Минск : Экоперспектива, 2017.
- Дошкольникам о правилах безопасности: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. Л. Давидович [и др.]. – 2 – е изд. испр. – Минск: Экоперспектива, 2015.
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2019/2020 учебному году / / Пралеска. – 2017. – №8.
- Комарова, И. А. Научно-методические основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста / И. А. Комарова // Пралеска. – 2015. - №7. – С. 8 – 11.
- Никонова, Л. Е. Помогаем усвоить шаг за шагом. Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей 3-4 лет в учреждении дошкольного образования и семье / Л. Е. Ноконова / / Пралеска. – № 6. – 50, № 9. – С. 41–48.
- Основные направления работы по ОБЖ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nsportal.ru. – Дата доступа: 12.05.2016.
- Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин – т образования, 2019.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вторая младшая группа
|
Средняя группа
|
Старшая группа
|
ПОЖАРНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ
|
Формировать представления о запрете игры с огнем.
Развивать умения применять доступные правила пожарной безопасности.
|
Формировать представления о номере пожарной службы.
Развивать умения применять в повседневной жизни доступные правила пожарной безопасности.
|
Формировать представления о правилах использования спичек, правила пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами и т. п.
Развивать умение ориентироваться в сложных ситуациях: обращаться за помощью: позвонить в пожарную службу.
|
НАУКА О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
|
развивать умения применять доступные правила поведения на улице.
|
Развивать умения применять в повседневной жизни доступные правила поведения пешехода на улице.
|
Формировать представления о правилах дорожного движения;
поведения на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях.
Развивать умение пользоваться светоотражающими элементами.
|
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ
|
Запрет уходить одному с незнакомыми людьми;
Запрет выходить без разрешения за пределы участка детского сада.
|
Формировать представления о поведении при возможных случайных встречах и общении с незнакомыми людьми (дома, в магазине, на улице, в лифте).
|
Формировать представления о правилах безопасного поведения в общественных местах, правила общения с незнакомыми людьми на улице.
|
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
|
Формировать представления о безопасных условиях окружающей среды, о правилах купания в бассейне, водоемах.
Запрет общаться с бездомными животными;
формировать представления о том, что следует пить только чистую воду.
|
Сформировать представления о мерах предупреждениях некоторых заболеваний (инфекционных).
|
Формировать правила поведения при встрече с бездомными животными.
Развивать умения соблюдать правила безопасности при ходьбе в гололедицу, катании на санках, коньках, лыжах и др.
|
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ
|
Запрет приема лекарственных препаратов без разрешения взрослых.
Осторожное передвижение при спуске и подъему по лестнице.
Правила пользования игровым и физкультурным оборудованием.
Запрет приближаться к открытому окну, двери балкона.
|
Формировать представления о назначении лекарственных препаратов, которые без контроля взрослых принимать нельзя (никаких лекарств, витаминов, напитков, жевательных резинок и др.).
Формировать представления о номерах телефонов: домашнего, милиции, «скорой помощи»;
Развивать умения применять в повседневной жизни правила пользования бытовыми приборами;
орудиями труда;
Развивать умения свободно ориентироваться в помещениях.
|
Формировать представления о правилах безопасности при пользовании колющими и режущими орудиями ручного труда.
Формировать правила безопасного поведения, когда остаются одни дома.
Развивать умение соблюдать правила безопасности при ходьбе по лестнице.
Развивать умение обращаться при необходимости к сотруднику милиции, вызвать «скорую помощь».
|
свернуть