Родительский университет
«Папа, мама, мы – в безопасности сильны»
Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос жизни: как надо самому жить?..
Л. Н. Толстой
Пояснительная записка
В настоящее время отмечается приоритет интересов семьи как основного гаранта здоровья и безопасной жизнедеятельности у подрастающего поколения. Проблема поддержки семьи является актуальной для специалистов различных ведомств, каждый из которых разрабатывает свои механизмы решения этой проблемы. Межведомственная разобщенность снижает эффективность проводимых мероприятий, особенно в условиях ограниченности ресурсов.
«Родительский Университет» – многоуровневая система пассивного и активного информирования, просвещения и обучения родителей через привлечение их к взаимодействию в образовательном процессе, где дети являются активными участниками в занятиях, концертах, спектаклях, сценках, выставках рисунков, поделок, творческих работ.
Образовательная работа университета построена в тесном сотрудничестве педагогических работников учреждения дошкольного образования и сотрудников РОЧС и ОГАИ Партизанского района г. Минска. Исходными для программы «Родительский университет» являются положения о том, что самые эффективные средства воспитания в семье – это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный климат. Особый акцент делается на организации взаимодействия в триаде «педагог-семья-социальный партнер».
Программа «Родительский университет» - это путь к выстраиванию инновационной линии и подходов сотрудничества в организации образовательного пространства всех его участников. Новизна такого взаимодействия определяется понятиями «взаимодействие», «сотрудничество», «сопереживание», «сорадость», «соучастие», «сотворчество» и др. Таким образом, организованное взаимодействие способствует сплочению взрослого и ребёнка, благотворно влияет на развитие детей и реализацию поставленной цели.
Цель: повышение психолого-педагогической культуры законных представителей воспитанников в вопросах безопасной жизнедеятельности, осуществление поддержки семейного воспитания.
Структурные компоненты программы и формы проведения занятий родительского университета
В данную программу включены три факультета, которые соответствуют трем этапам развития ребёнка: «Улица безопасности», «Город безопасности», «Страна безопасности». Программа каждого факультета рассчитана на учебный год, по 1 занятию в квартал.
Занятия могут проводится как в очном формате, так и онлайн (онлайн-лекции, практикумы, конференции, круглые столы, деловые игры, экскурсии, индивидуальные беседы и консультации, вечера вопросов и ответов на актуальную тему, родительские ринги, психологические тренинги, спортивные мероприятия, квест-игры и др.).
Принципы отбора материала и построения программы.
Отбор материала для родительского университета подчинен ряду принципов:
- родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, знание которых является несомненной ценностью для образования родителей;
- материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей;
- учебные занятия с родителями должны способствовать решению обозначенных задач в учебной программе дошкольного образования.
Весь лекционный материал компонуется вокруг центральных проблем безопасной жизнедеятельности, основанных на закономерностях психического развития ребенка в разные периоды детства и соответственно распределенных по разделам. Такое построение программы обеспечивает последовательность изучения, обобщения и закрепления психолого-педагогических знаний родителей в области безопасной жизнедеятельности в едином образовательном пространстве в триаде «педагог-семья-социальный партнер». Важнейшими задачами данной работы является обобщение и распространение опыта семейного воспитания культуры безопасной жизнедеятельности, выявление путей его совершенствования в соответствии с современной ситуацией развития общества.
свернуть