Организация межведомственного взаимодействия

развернуть
Тема: организация межведомственного взаимодействия для формирования безопасной жизнедеятельности у воспитанников учреждения дошкольного образования
Актуальность темы опыта
«Самое дорогое у человека – это жизнь» – писал Островский Н.А.
Одним из главных критериев уровня жизни человека является его безопасность. В условиях высокой динамичности современной жизни, бурно развивающихся технологий (интенсивная автомобилизация, рост сети коммуникаций, насыщенная технизация жилища и др.) проблема безопасности жизнедеятельности признается актуальной. Ввиду нарастания фактов чрезвычайных ситуаций среди населения важнейшим направлением социальной политики Республики Беларусь является сохранение жизни и укрепление здоровья детей.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы социального опыта ребенка. Чрезвычайная любознательность и эмоциональность детей, подвижность, незнание и непонимание опасностей зачастую приводят к трагическим последствиям. Соблюдение детьми правил безопасного поведения с самого раннего возраста станет крепким фундаментом для построения их счастливого и благополучного будущего. При этом важно готовить их к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, развивать умения безопасного поведения в быту, социуме и природе [24].
Вопросам пропаганды безопасной жизнедеятельности и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма уделяется пристальное внимание не только в сфере образования, но и в других государственных ведомствах (Министерстве по чрезвычайным ситуациям и Министерстве внутренних дел). Вместе с тем ключевая роль, на начальном этапе, безусловно, принадлежит учреждению дошкольного образования.
Подводя общий итог анализа, существующей проблемы мы предположили, что целесообразно объединить практическую составляющую профилактической работы в области формирования безопасной жизнедеятельности у воспитанников посредством организации межведомственного взаимодействия учреждения дошкольного образования и других государственных ведомств. Такое взаимодействие позволит обеспечить условия для повышения эффективности работы в данном направлении, сосредоточить и обогатить имеющиеся для этого кадровые и материальные ресурсы.
Противоречия, которые побудили к поиску:
На протяжении последних нескольких лет приоритетным направлением деятельности нашего учреждения является проблема формирования безопасной жизнедеятельности у воспитанников. В учреждении накоплен и обобщен педагогический опыт по различным направлениям формирования безопасной жизнедеятельности у воспитанников в тесном взаимодействии с РОЧС и ОГАИ Партизанского района г. Минска (далее социальные партнеры).
Анализируя опыт учреждения, по взаимодействию с социальными партнерами были определены следующие противоречия: наряду с высокой плотностью проведения совместных профилактических мероприятий прослеживается низкая информированность о планируемой совместной работе по формированию безопасной жизнедеятельности у воспитанников и недостаточность методических аспектов работы в этом направлении.
Данные противоречия позволили обозначить проблему и определить тему опыта: «Организация межведомственного взаимодействия для формирования безопасной жизнедеятельности у воспитанников учреждения дошкольного образования».
Цель:         формирование безопасной жизнедеятельности у воспитанников учреждения дошкольного образования посредством организации межведомственного взаимодействия
Задачи:
изучить и проанализировать теоретические аспекты, отечественный и зарубежный опыт по проблеме формирования безопасной жизнедеятельности у воспитанников, теоретическую основу межведомственного взаимодействия в учреждениях образования;
определить и создать условия, необходимые для организации межведомственного взаимодействия учреждения дошкольного образования и государственных ведомств: ОГАИ, РОЧС Партизанского района г. Минска;
организовать и внедрить межведомственное взаимодействие в практику работы учреждения дошкольного образования;
обобщить и распространить опыт работы по организации межведомственного взаимодействия для формирования безопасной жизнедеятельности воспитанников на различных уровнях.
Теоретические основания опыта
На различных исторических этапах имело место разное понимание социально- и медико-педагогической защиты, охраны здоровья детей. Оно зависело от социально-экономических условий, философско-религиозных, светских представлений о человеке, его предназначении, смысле жизни и смерти, о здоровье и болезнях. С изменением условий жизни человека менялись и правила безопасной жизнедеятельности [3].
Вопросы воспитания здорового образа жизни и навыков безопасного поведения упоминаются в педагогической литературе c середины 19 века. Многим известна крылатая фраза К.Д. Ушинского о том, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
В годы советской власти по заданию Наркомпроса, вводится обязательный учебный предмет «Школьная гигиена», с целью обучения детей оказанию первой медицинской помощи при несчастных случаях. В программных документах дошкольных учреждений 20-х годов XX века отмечается необходимость ознакомления маленьких детей с некоторыми вопросами техники безопасности в быту (владение молотком, ножом, пилой, клещами, ножницами, иглой и др. бытовыми инструментами) [7].
Значительное внимание, начиная с 30-х годов XX века и до настоящего времени, обращается на вопросы профилактики дорожно-транспортных происшествий и обучение детей дошкольного возраста основам уличной безопасности (исследования В.М.Федяевской, Э.Я.Степаненковой, М.Ф. Филенко и др.) [22, 26].
Ввиду актуальности проблемы формирования безопасной жизнедеятельности многие современные ученые изучают вопросы формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности поведения. Исследователи Н.Н.Авдеева, К.Ю.Белая, Г.К.Зайцева, Т.Г.Хромцова, Т.Ф.Саулина и др. отмечают, что подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста, так как сформированные представления в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Задача педагогов и родителей, по мнению О.Л. Князевой, Р.Б.Стеркиной, состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями [21].
Вопросы обучения детей основам безопасности нашли отражение в ряде работ отечественных и зарубежных авторов (А.Л. Давидович, Н.В. Литвина, Е.И.Смолер, Т.В. Загвоздкина, Е.Ю.Сукристик, М.А.Калиновская, Л.Е.Никонова, А.Г.Иваницкий, А.А. Людко, Н.Н.Авдеева, Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева и др.).
Научно-методическая основа формирования безопасной жизнедеятельности в Республике Беларусь была заложена в базисной программе «Пралеска» (2000, 2007). Авторы программы акцентировали внимание на отдельные вопросы безопасности жизнедеятельности детей в образовательном блоке «Я и мир вокруг меня». В Учебной программе дошкольного образования (2012, 2019) вопросы безопасной жизнедеятельности начинают рассматриваются со второго года жизни в образовательной области «Ребенок и общество». Программные задачи для каждой возрастной группы решаются через игровую, физкультурно-оздоровительную, музыкальную, художественную, познавательную практическую деятельность, общение [17, 18, 25]. Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности в учреждениях дошкольного образования, право воспитанников на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса закреплены пунктом 4 статьи 20, пунктом 1 статьи 31 Кодекса Республики Беларусь об образовании соответственно. Ежегодно среди приоритетных направлений деятельности системы дошкольного образования, закрепленных инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь к началу учебного года, доминирует задача по обеспечению безопасных и здоровьесберегающих условий в учреждениях образования, профилактике детского травматизма на основе межведомственного взаимодействия [5, 6, 8].
Современное учреждение дошкольного образования функционирует на основе педагогического взаимодействия между социокультурной средой и семьей, различными социальными институтами, общественными и вышестоящими организациями. Это особая форма связи между участниками образовательного процесса, которая имеет общую направленность на достижение цели взаимодействующими субъектами, позволяющая фиксировать действия друг друга посредством профессиональной деятельности [15].
Понятие «межведомственное взаимодействие» современными исследователями широко используется для объяснения круга явлений социальной действительности. Макс Вебер впервые ввел в социологию и научно обосновал понятие «социальное действие». Он считал, что социология есть наука, стремящаяся понять социальное действие и тем самым казуально объяснить его процесс и воздействие. Действие социально, если носит субъективный характер, то есть личностно осмысленно (мотивировано) и ориентировано на ответную реакцию окружающих, взаимодействие целенаправленно, целерационально и управляемо. [2, 14].
Межведомственное взаимодействие – это комплекс мер по осуществлению равноправного сотрудничества и оптимизации отношений различных ведомств для достижения единых целей по определённому направлению деятельности [27]. При этом указанная деятельность может осуществляться, как перманентно, так и ситуативно, в специально планируемых акциях, программах, проектах [4, 14].
Основными характеристиками межведомственного взаимодействия учреждения образования и социальной сферы являются обратная связь, информационный обмен, согласованность интересов, участие в межведомственной координации, согласование деятельности по функциям, времени, в пространстве и др. [4].
Значимый вклад в изучение проблемы межведомственного взаимодействия в образовании внесли такие зарубежные авторы, как Т.Парсонс, Г.Зиммель, Э.Гидценс и др. В социологии общие проблемы взаимодействия рассматривались Б.Н.Чичериным, М.М.Ковалевским, П.А. Сорокиным, К.М.Тахтаревым и др. Среди современных ученых можно назвать В.В.Желтова, О.С.Разумовского, Е.В.Руденского, М.В.Удальцову, В.П.Фофанова, Л.Л.Шпак и др. [1, 15].
Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время не существует единого алгоритма, определяющего последовательность межведомственного взаимодействия по проблеме формирования безопасной жизнедеятельности у воспитанников. В тоже время многие учреждения дошкольного образования широко вводят в круг своей педагогической деятельности задачи данного направления. Следует отметить, что эффективность решения таких задач отдельной группой специалистов, обособленным ведомством значительно ниже возможных результатов командной работы даже при сильном педагогическом коллективе, хорошем материально-техническом оснащении.
Подводя общий итог всего вышесказанного, объективной образовательной потребностью выступила организация сотрудничества в новом для нашего учреждения ключе межведомственного взаимодействия.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что при межведомственном взаимодействии происходит объединение имеющихся ресурсов (образовательных, материально-технических, кадровых и др.), их взаимовыгодная интеграция в образовательную и профилактическую работу пересекающихся интересов учреждений различной ведомственной принадлежности при достижении общей цели. При этом интенсивно осуществляется обогащение и приращивание содержательных компонентов деятельности, согласование эффективных условий, включающих взаимовыгодный интерес, совместный выбор путей реализации программных задач по формированию безопасной жизнедеятельности у всех участников образовательного процесса.
Организационно-управленческая технологичность процесса взаимодействия позволяет участникам осуществлять обмен методическими продуктами, совершенствовать их качественные и количественные характеристики, общую результативность совместной деятельности. Кроме того, такое сотрудничество позволит более мобильно, целенаправленно обмениваться опытом, обусловленным практикой функционирования каждого ведомства в отдельности, обеспечивая естественный профессиональный рост кадровых ресурсов.
Новизна идеи педагогического опыта обусловлена объединением педагогической практики учреждения дошкольного образования с профессиональной деятельностью социальных партнеров (РОЧС и ОГАИ) по проблеме формирования безопасной жизнедеятельности у воспитанников.
Совместная работа в формате межведомственного взаимодействия позволила создать в учреждении информационно-образовательное пространство, объединяющее усилия педагогических работников и социальных партнеров в совместной интегративной деятельности, содержание которой стало практико-ориентированным, доступным для применения другими учреждениями образования и ведомствами.
Описание сущности педагогического опыта
На протяжении длительного времени (с 2015 по 2021) в учреждении дошкольного образования приоритетным направлением является формирование безопасной жизнедеятельности у воспитанников в условиях межведомственного взаимодействия.  
Для построения эффективного взаимодействия с социальными партнерами на первоначальном этапе были определены необходимые условия:
нормативные правовые: разработка Соглашения, регламентирующего порядок построения межведомственного взаимодействия учреждения дошкольного образования и социальных партнёров; составление плана межведомственного взаимодействия;
материально-технические:        создание развивающей предметно­-пространственной среды; разработка совместной печатной и рекламной продукции, логотипов, баннеров, билбордов, разработка и наполнение тематического сайта, Телеграмм-канала, страницы в Инстаграме, создание и наполнение электронного приложения для педагогических работников;
организационно-методические:        обеспечение кадрового потенциала, повышение профессиональной компетентности субъектов взаимодействия; осуществление действенного контроля и анализ выполнения плана межведомственного взаимодействия;
мотивационные: организация участия педагогических работников и воспитанников в конкурсном движении, фестивалях, выставках различного уровня, проведение фестивалей идей, материальное стимулирование.
Также были определены критерии и показатели оценки эффективности опыта работы в данном направлении. (Приложение 1)
В основу регулирования и объединения совместных ресурсов и усилий было заложено подписание Соглашения о межведомственном взаимодействии между учреждением дошкольного образования, ОГАИ УВД администрации Партизанского района г. Минска и Партизанским РОЧС учреждения МГУ МЧС (далее Соглашение). В данном Соглашении стороны дают согласие на интегративную деятельность по объединению кадрового, информационного и материально-технического потенциала для достижения единой поставленной цели. (Приложение 2)
Для определения задач, форм и методов совместной работы по формированию безопасной жизнедеятельности у воспитанников в условиях межведомственного взаимодействия был организован «Методический мост». На данном мероприятии участниками подведены и проанализированы итоги совместной работы, определены приоритетные направления деятельности, разработан план межведомственного взаимодействия на 2020/2021 учебный год. (Приложение 3)
В учреждении ведется постоянная работа по наполнению и обогащению развивающей предметно-пространственной среды с привлечением внебюджетных средств, спонсорской помощи социальных партнеров и родительской общественности. В каждом групповом помещении совместными усилиями оборудованы уголки безопасности, которые наполнены с учетом возрастных особенностей воспитанников и носят символичные названия: «Улица безопасности» - во второй младшей группе; «Город безопасности» - в средней группе, «Страна безопасности» - в старшей группе. Каждый уголок имеет свою эмблему и паспорт. С целью обеспечения сменяемости наполнения уголков безопасности в группах совместно с социальными партнерами создан дидактический центр «Учимся вместе жить безопасно», где собраны разнообразные методические и консультационные материалы, наглядные и игровые пособия, научно-методическая литература, мультимедийные и печатные разработки центра исследований в области безопасности жизнедеятельности и взаимодействия с общественностью НИИ ПБ и ЧС МЧС Республики Беларусь и республиканского центра пропаганды МЧС Республики Беларусь (Приложение 4). На основе материалов центра исследований в учреждении осуществляется деятельность по разработке дидактических игр, методических пособий и др., адаптированных к возрастным особенностям воспитанников учреждения дошкольного образования (Приложение 5).
Педагогами учреждения совместно с социальными партнерами разработаны и апробированы на практике методические разработки: игра-викторина «Что? Где? Когда?» и дидактическое пособие: интерактивный кейс «Безопасная дорога». (Приложение 6,7) В методическую основу заложены авторские дидактические игры, игры и разработки республиканского центра пропаганды МЧС Республики Беларусь, а также наглядные материалы, предоставленные сотрудниками ОГАИ. Данные разработки многократно были опубликованы в периодической печати и Интернет-источниках, транслировались в рамках проведения профессиональных декад и смотр-конкурсов.
Учреждение является активным подписчиком познавательно-игрового журнала «Юный спасатель». Материалы журнала творчески перерабатывается и адаптируются под возрастные особенности воспитанников, в результате чего собраны и постоянно пополняются альбомы по рубрикам «Вопрос-ответ», «Непридуманные истории», «Лабиринты безопасности», «Будни спасателей», «Профессия спасатель», «Школа безопасности», «Игротека», книжки-малышки по тематике «Опасности вокруг нас». (Приложение 8)
В «Библиотеке безопасности» учреждения имеется большое количество наглядных материалов для законных представителей воспитанников: памятки, флаеры, буклеты, листовки, авторские мини-консультации и практические пособия. Все материалы распределены по рубрикам: «Ребенок и здоровье», «Пожарная безопасность», «Безопасность в быту», «Информационная безопасность», «Правила поведения на природе», «Правила общения с другими людьми», «Правила дорожного движения». Собран справочный и консультационный материал, предоставленный нашими социальными партнерами («Правила безопасности МЧС Республики Беларусь», «Один дома», «Безопасная прогулка», «Детские травмы» и др.).  (Приложение 9)
Совместно с социальными партнерами было создано электронное приложение «Цифровой портфель безопасности», в котором весь имеющийся материал систематизирован по направлениям безопасности и распределен по блокам: акции, буклеты, видеотека, дидактические игры, картотеки, комиксы, видеотека, методическая литература, тематические картинки, конспекты занятий, досугов, развлечений, электронный журнал юный спасатель, приложение МЧС Республики Беларусь, раскраски, художественная литература и др. (Приложение 10) Электронное приложение постоянно дополняются новыми разработками и является неотъемлемой частью дидактического центра «Учимся вместе жить безопасно».
С целью осуществления обмена информацией между субъектами взаимодействия учреждением дошкольного образования используются элементы социальной сети (Телеграмм-канал, Инстаграм, Вайбер). (Приложение 11)
В обеспечении информирования общественности о проводимых мероприятиях по вопросам профилактики безопасной жизнедеятельности в рамках межведомственного взаимодействия хорошим подспорьем выступает виртуальное пространство глобальной сети Интернет. Это официальные сайты различных ведомств и структурных подразделений:  Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, администрации Партизанского района г. Минска, ГУВД Мингорисполкома, белорусского телевидения (БТ 1), ГУО «Минского городского института развития образования», газеты для детей и подростков «Зорька», управления по образованию администрации Партизанского района г. Минска, информационного сайта г. Минска, учреждений дошкольного образования Партизанского района, информационного городского портала «Минск-новости». (Приложение 12)
На официальном сайте учреждения создан раздел «Детство БЕЗ опасности» (https://ddu2.minskedu.gov.by/детство-без-опасности), где размещена и постоянно обновляется актуальная информация по профилактике безопасной жизнедеятельности, проводимых акциях и мероприятиях социальных партнеров. (Приложение 13)         В настоящее время создан тематический сайт учреждения дошкольного образования «Территория безопасного детства» и ведется активная работа по наполнению его тематических блоков (https://imk.ddu2.minskedu.gov.by/). (Приложение 14) Публикуемые материалы доступны для скачивания всеми посетителями сайта.           В январе 2021 года учреждение дошкольного образования приняло участие в дистанционном конкурсе официальных сайтов учреждений образования с международным участием «Лучший сайт учреждения образования», по результатам которого был получен сертификата участника 19-й международной специализированной выставки «Образование и карьера». (Приложение 15)
Немаловажную роль играет разработка совместной печатной и рекламной продукции по проблеме безопасной жизнедеятельности и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Так совместно с социальными партнерами были разработаны логотипы: «Учимся вместе жить безопасно», «ПДД изучаем и всегда соблюдаем!». (Приложение 16) С целью популяризации работы в данном направлении при проведении общественно значимых мероприятий эти логотипы нанесены в виде «принта» на футболки и кепки взрослых и детей, а также на сувенирную продукцию (кружки, фликеры, магниты, наклейки, календари, блокноты, флажки, шарики и др.); на здании учреждения дошкольного образования размещен разработанный совместно с сотрудниками РОЧС Партизанского района г. Минска тематический баннер «Учимся вместе жить безопасно». (Приложение 17)   
Для успешной организации работы необходим высокий кадровый потенциал, поэтому в учреждении уделяется большое внимание вопросу повышения профессиональной компетентности всех субъектов межведомственного взаимодействия.  На совместных встречах, проводимых через разнообразные формы методической работы, изучаются актуальные вопросы, представляются новинки методических пособий, происходит обмен практическим опытом подведомственных организаций и обеспечивается непрерывный процесс самообразования всех участников (смотры-конкурсы, игры-викторины, аукционы педагогических идей) (Приложение 18)
С 2019/2020 учебного года в практику работы учреждения дошкольного образования внедрена инновационная форма методической работы «Игра-викторина». Стержнем данной разработки выступает аналог телевизионной интеллектуальной игры-викторины «Своя игра», в основу которой заложены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения дошкольного образования, мобильное приложение «МЧС Беларуси: помощь рядом», тесты и задачи по правилам дорожного движения [11, 24]. Данная методическая разработка размещена на Минском городском методическом портале  (https://drive.google.com/file/d/1ZQCTc1gycOIeWYqT_f9v_5KZ7ha4JQlX/view) и опубликована в приложении к научно-методическому журналу «Вестник МГИРО». (Приложение 19) В апреле 2021 года данная разработка была представлена для слушателей повышения квалификации ГУО «Минский городской институт развития образования». (Приложение 20)
В 2020/2021 учебном году учреждение дошкольного образования приняло участие в повышении квалификации педагогических работников Партизанского района и города Минска:
тематический семинар-практикум для заместителей заведующего по основной деятельности «Эффективные формы работы по формированию безопасной жизнедеятельности у всех участников образовательного процесса» (Управление государственной автомобильной инспекции ГУВД Минского горисполкома);
панорама опыта для воспитателей дошкольного образования, заместителей заведующего по основной деятельности г. Минска «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников учреждения дошкольного образования в условиях межведомственного взаимодействия» (посредством платформы Zoom, ГУ «Минский городской институт развития образования»).
Бонусное сопровождение работы всех субъектов взаимодействия является прогрессивным мотивационным аспектом. За результативные достижения в течение учебного года в личную карту развития педагога начисляются баллы, которые в итоге суммируются. По наибольшему количеству набранных баллов выстраивается общий рейтинг педагогической активности и определяются победители («лучшие»). Символом профессионального роста и многогранности достижений в триаде педагог-семья-социальный партнер стала наградная продукция, разработанная совместно с социальными партнерами. (Приложение 21)
Совместная воспитательная и профилактическая работа с детьми предусматривает использование разнообразных форм и методов работы. Это проведение тематических дней и недель, физкультурных досугов, дней здоровья, развлечений, семейных конкурсов, праздников, квест-игр, интерактивных игр-викторин, соревнований, минуток безопасности, театральных постановок, виртуальных экскурсий, занятий и др. (https://imk.ddu2.minskedu.gov.by/школа-безопасности/конспекты-занятий) (Приложение 22)Отличительной особенностью данной работы является непосредственное участие сотрудников РОЧС и ОГАИ, как Партизанского района, так и города Минска в качестве жюри, ведущих и соведущих, спонсоров по наградной продукции для детей. Наиболее яркому эмоциональному отклику воспитанников при проведении мероприятий, способствует введение ростовых кукол (герои Волшебной книги: Цыпа, Бобер, Заяц, Волк; Фликер Губка боб, Заяц-инспектор ГАИ и др.).
В учреждении дошкольного образования совместными усилиями собрана видеотека безопасности по направлениям «Наука о правилах дорожного движения», «Пожарные правила для детей», «Вокруг ребенка целый мир». Просматривая специально подобранные мультфильмы, обучающие ролики и сюжеты, дети познают мир, приобретают социальный опыт, учатся общению с другими людьми. (Приложение 23) Следует отметить, что в учреждении проводится работа по созданию авторских обучающих роликов с участием воспитанников. Такая форма работы нашла положительный отклик среди законных представителей. Создавая собственные видеоролики об опыте семейного воспитания, родители выступают в роли режиссеров-постановщиков. Данные творческие работы нами представляются на городских и республиканских конкурсах, где занимают зачастую призовые места. (https://imk.ddu2.minskedu.gov.by/фото-и-видео-галерея/конкурсные-работы)
В течение 2020/2021 учебного года были проведены многочисленные совместные акции и тематические встречи с родительской общественностью. Данная форма работы служит своеобразным «мостом» в триаде педагог-семья-социальный партнер, помогает налаживать диалоговое общение, а также повышает имидж РОЧС и ОГАИ («Внимание всем», «С заботой о пожилом человеке»; «Стань заметней в темноте!»; «Автокресло, которое защитит»; «Соблюдаем законы дорог!»; «Безопасный интернет. Кибербуллинг»; «Возьмите в друзья велосипед» и др.).
Большой популярностью пользуются фестивали и конкурсы детско-родительского творчества («Безопасная дорога глазами детей», «Азбука пожарной безопасности», «Безопасный дом» и др.) (https://imk.ddu2.minskedu.gov.by/фото-и-видео-галерея/творческий-дайджест). Средством освещения данной работы выступают мессенджеры, посредством которых организовывается тайное онлайн-голосование. Победители награждаются памятными подарками и призами, спонсорами, которых являются наши социальные партнеры. Вручение символичных подарков (раскраски, книжки-малышки, дидактические игры, АПИ, буклеты и др.) из рук самого спасателя является важным элементом работы в триаде педагог-семья-социальный партнер, потому как находит яркий эмоциональный отклик у детей и их родителей. Образ человека в форме формирует положительный имидж профессии спасателя и милиционера, это своего рода дополнительный стимул и двигатель не только в обучении воспитанников безопасной жизнедеятельности, но и профориентация с «пеленок». (Приложение 24)
Одним из средств в профилактической работе с семьей выступает электронный журнал «Палитра воспитания», который выходит ежеквартально посредством размещения на официальном и тематическом сайтах учреждения (https://imk.ddu2.minskedu.gov.by/палитра-воспитания),  а также в специальной рубрике на сайте управления по образованию Партизанского района г. Минска (https://parue.minskedu.gov.by/родителям-и-учащимся/воспитательная-и-идеологическая-работа/палитра-воспитания). Журнал содержит подробную информацию о проводимых совместных мероприятиях, акциях, наглядную агитацию по пропаганде безопасной жизнедеятельности и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, дидактические и развивающие игры для детей, авторские сказки, стихов и др.. Данный ресурс позволяет заинтересовать родительскую общественность и привлечь их внимание к проблеме безопасной жизнедеятельности у подрастающего поколения в нетрадиционной форме изложения консультационного материала.   Материалы нашей «Палитры воспитания» доступны для скачивания всеми заинтересованными посетителями.   (Приложение 25)
С целью проведения инструктивно-разъяснительной работы и оценки безопасных условий проживания воспитанников в семьях, где дети находятся в социально опасном положении, специалистами учреждения совместно с социальными партнерами регулярно организовываются рейды «Безопасность в каждый дом».
С сентября 2019 года в образовательный процесс учреждения дошкольного образования внедрена новая форма работы с семьей: онлайн-консультирование родительской общественности. Сотрудниками РОЧС и ОГАИ Партизанского района г. Минска проводятся онлайн-встречи с законными представителями воспитанников по вопросам безопасной жизнедеятельности и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма накануне начала отопительного сезона, новогодних праздников, весенней уборки земельных участков, детских каникул и др. (Приложение 26) Также используются традиционные формы консультационной работы с законными представителями воспитанников, где сотрудниками РОЧС и ОГАИ Партизанского района г. Минска совместно с педагогическими работниками учреждения проводят содержательное наполнение родительских уголков, стендов в холлах учреждения, уголка «Информационная безопасность» справочными, статистическими, обучающими и наглядными материалами по пропаганде безопасной жизнедеятельности и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. (Приложение 27)
Итогом организации совместной профилактической работы в триаде педагог-семья-социальный партнер за 2020/2021 учебный год стала организация методической недели под эгидой «Учимся вместе жить безопасно». В течение недели были проведены тематические мероприятия с участием всех субъектов взаимодействия. Данная форма работы позволила подвести итоги совместной работы и спрогнозировать на перспективу «работу над ошибками». (Приложение 28)
Завершающим этапом работы 2020/2021 учебного года стала реализация совместного проекта с участием всех субъектов взаимодействия под хештегом «#территория_безопасного_детства» (2019/2020 – «#учимся_вместе_жить безопасно», «#ПДД_изучаем_и_всегда_соблюдаем»).
(https://imk.ddu2.minskedu.gov.by/фото-и-видео-галерея/видеопроекты).  
Организационные и педагогические условия, способствующие и ограничивающие применение идеи опыта
Внедрение межведомственного взаимодействия в образовательное пространство учреждения дошкольного образования предполагает перманентность в планировании всех компонентов деятельности, что обеспечивает последовательность и структуризацию образовательной работы по формированию безопасной жизнедеятельности у воспитанников.
Применение идеи опыта в учреждениях дошкольного образования способствует налаживанию конструктивного диалога всех субъектов взаимодействия, в котором происходит постоянный информационный обмен. Работа в данном направлении позволяет обогатить и расширить профессиональную компетентность всех участников взаимодействия. Дети погружаются в процесс обучения в увлекательной игровой форме, взаимодействуя в триаде педагог-семья-социальный партнер, что повышает эффективность и качественный уровень образовательного процесса.  Работа строится на основе договорных отношений (соглашение) по четко намеченному плану по определенным направлениям. На тематическом сайте размещены локальные документы, регламентирующие межведомственное взаимодействие, что позволяет заинтересованным учреждениям образования использовать их в практике своей работы.
К ограничивающим условиям применения идеи опыта можно отнести необходимость создания в учреждении развивающей предметно-пространственной среды: создание дидактического центра и уголков безопасности в группах, тематическое оформление всех помещений учреждения, наполнение материально-технической базы, обеспечение доступности информации посредством сети Интернет и др. Кроме того, ограничивающим фактором является недостаточный уровень компетентности социальных партнеров в вопросах специфики работы с детьми дошкольного возраста, их возрастными и психофизическими особенностями.
Результативность
Оценка результативности данного опыта работы осуществлялась согласно критериям и показателям.
Определяющим критерием, доказывающим эффективность опыта работы, выступает профессиональный рост субъектов межведомственного взаимодействия. Показателем данного критерия являются личностные и профессиональные достижения учреждения дошкольного образования на районном, городском, республиканском и международном уровнях. По итогам 2020/2021 учебного года значимыми достижениями можно отметить:
диплом первой степени в рамках городского конкурса на лучшую организацию работы по охране здоровья учащихся, привитию навыков безопасного поведения и формированию здорового образа жизни в номинации «Опыт работы учреждения образования по созданию безопасных условий пребывания обучающихся и воспитанников»;
диплом первой степени городского заочного конкурса проектов «Страницы в летописи учреждений образования»;
диплом второй степени в городском фестивале по основам безопасности жизнедеятельности среди учреждений дошкольного образования «Безопасное детство» и большой личный вклад в пропаганду культуры безопасности среди подрастающего поколения» и др. (Приложение 29)
Отмечается рост профессионально-общественной активности всех субъектов межведомственного взаимодействия (совместное участие в составе жюри конкурсов, в методических и значимых мероприятиях для педагогических работников различного уровня и др.), что в свою очередь говорит о высокой результативности данного опыта работы.  
Компетентность всех участников межведомственного взаимодействия безусловно оказывает влияние на качество образовательного процесса с воспитанниками. Результативную работу в этом направлении подтверждают неоднократные победы воспитанников учреждения дошкольного образования в городских и республиканских конкурсах, наиболее значимые из них:
воспитанница старшей группы Шиндюк Виктория стала победительницей в городском конкурсе «Я б в спасатели пошел!» в номинации «Детский костюм спасателей»;
воспитанница средней группы Квасовец Елена заняла первое место в городском конкурсе «Наш безопасный дом (квартира)» в номинации «Это безопасный дом наведем порядок в нем» и др. (https://imk.ddu2.minskedu.gov.by/фото-и-видео-галерея/конкурсные-работы) (Приложение 30)
Оценкой эффективности данного опыта работы выступает его обобщение и трансляция на городском, республиканском и международном уровнях. Показателями работы в этом направлении являются выход за пределы локальности информационно-образовательного пространства учреждения дошкольного образования и распространение методических продуктов среди других учреждений образования (публикации в периодической печати (https://imk.ddu2.minskedu.gov.by/школа-безопасности/публикации) и методических порталах, сайтах учреждений образования и других ведомств, издательская деятельность, участие в конференциях, выставках, методических формированиях, семинарах, мастер-классах, проведение занятий для слушателей повышения квалификации и др.). (Приложение 31)
Важным критерием в определении эффективности опыта работы является деятельность субъектов взаимодействия в специально созданной развивающей предметно-пространственной среде, показателями которого выступают пространственно-предметные и социальные компоненты взаимообусловленные и тесно связанные между собой: дидактический центр «Учимся вместе жить безопасно», электронное приложение «Цифровой портфель безопасности», уголки безопасности в группах, тематическое оформление всего образовательного пространства учреждения, тематический сайт «Территория безопасного детства», социальные сети, мессенджеры, авторские совместные методические продукты, рекламная продукция и др. Таким образом, созданная нами развивающая предметно-пространственная среда представляет собой совокупность материальных и межличностных факторов в организованном межведомственном взаимодействии для формирования безопасной жизнедеятельности у воспитанников.
Совершенствование управленческой деятельности подтверждает тот факт, что ГУО «Ясли-сад №2 г. Минска» на протяжении пяти последних лет удерживает лидирующую позицию (2-е, 3-е место) в рейтинговой оценке учреждений дошкольного образования по итогам районного смотра работы учреждений образования (2016, 2017, 2018, 2019, 2020).  Анализируя отзывы коллег, социальных партнеров, родительской общественности можно сделать вывод о повышении имиджа учреждения. Активная позиция в вопросах формирования безопасной жизнедеятельности всего учреждения влияет на личную позицию педагогических работников других учреждений образования, социальных партнеров, воспитанников и их законных представителей. Данный вопрос стал оцениваться как один из важных показателей всестороннего развития личности ребенка, о чем свидетельствуют многочисленные благодарственные письма, адресованные нашему учреждению. (Приложение 32)
Опыт работы в данном направлении позволил создать в учреждении дошкольного образования образовательное пространство в триаде педагог-семья-социальный партнер, благодаря которому происходит удовлетворение образовательных потребностей всех участников взаимодействия, повышается мотивационный аспект во всех направлениях деятельности. Данные показатели позволяют определить высокую результативность опыта и подчеркнуть практическую значимость опыта работы для других учреждений образования.
Перспективы совершенствования опыта, рекомендации возможным последователям опыта
Планируя работу на перспективу, мы четко определяем вектор развития учреждения дошкольного образования. Расширяя границы взаимодействия в триаде педагог-семья-социальный партнер, перед учреждением дошкольного образования поставлена задача построения сотрудничества в новом формате, на более высоком уровне. Достигнутые результаты в перспективе позволяют выступить с инициативой о включении в план непрерывного профессионального образования руководящих работников г. Минска в ГУО «Минский городской институт развития образования», с целью трансляции и распространения инновационного опыта работы (повышение квалификации руководящих кадров, мастер-классы, практические занятия для резерва руководящих кадров, площадка для обучения студентов педагогических СУЗов и ВУЗов и др.). Следует отметить, что к данной работе готовы подключиться и социальные партнеры учреждения.
В рамках издательской деятельности материалы инновационного опыта работы поставлены в очередь для публикации в научной методической литературе для руководителей учреждений дошкольного образования, в серии книг «Сердце отдаю детям» А.Н.Котко. Ряд авторских дидактических игр и методических пособий по безопасной жизнедеятельности для детей дошкольного возраста направлен в Центр исследований в области безопасности жизнедеятельности и взаимодействия с общественностью НИИ ПБ и ЧС МЧС Республики Беларусь с целью рассмотрения возможности их производства. (Приложение 33)        
Методические продукты инновационного опыта работы направлены в городское управление МЧС с целью размещения их на официальном сайте Министерства по чрезвычайным ситуациям в разделе «Мультимедийные материалы по ОБЖ», ряд авторских дидактических игр высланы в редакцию познавательно-игрового журнала «Юный спасатель» для публикации.  
В следующем учебном году в учреждении запускается совместный социальный проект «Родительский университет: мама, папа, мы – в безопасности сильны». Данный ресурс будет являться многоуровневой системой пассивного и активного информирования, просвещения и обучения родительской общественности через привлечение их к взаимодействию в образовании своих детей. Одним из направлений деятельности Родительского университета планируется определить новый формат профилактической работы с использованием онлайн-мероприятий для всех субъектов взаимодействия «Виртуальный маршрут безопасности».
Этот опыт работы может быть использован руководителями учреждений образования, а также другими заинтересованными ведомствами, педагогическими работниками для организации работы по формированию безопасной жизнедеятельности у всех участников образовательного процесса.
Список использованных источников
  1. Абанкина, И. В. Эффективные модели сетевого межведомственного взаимодействия организаций, реализующих программы дополнительного образования / И. В. Абанкина, [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://соnf.iro.yar.ru/index.php?id/. – Дата доступа 18.01.2020.
  2. Вебер, М. Избранные произведения. / М. Вебер. – М.Наука, 2012. – 450с.
  3. Дегтяренко, О. Политехническое воспитание и программы дошкольных учреждений / О. Дегтяренко, Е. Радина, Т. Рыцлина // Дошкольное воспитание. – 1932г.
  4. Ермакова, С. Л. Межведомственное взаимодействие в образовании / С. Л. Ермакова // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. – 2017. – №9. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://alley-science.ru/domains_data/files/journalmay2017/mezhvedomstvennoe%20vzaimodeystvie%20v%20obrazovanii.pdf. – Дата доступа 31.08.2021.
  5. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2021/2022 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».
  6. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».
  7. Ковальковская, Н. Как должна быть организована жизнь ребенка / Н. Ковальковская // В помощь просвещенцу. – 1923.
  8. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г. : одобрен Советом Республики 22 дек. 2010 г.// Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь от 01.02.2011. – 2011. – № 13. – 2/1795.
  9. Комарова, И. Дидактическая игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста /
И. Комарова, В. Бальцевич // Пралеска. – 2018. – №10. – С. 19–31.
  1. Масленникова, И. С. Безопасность жизнедеятельности / И. С. Масленникова, О. Н. Еронько. – М : Инфра-М, 2014. – 304 с.
  2. Мобильное приложение «МЧС Беларуси: помощь рядом» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mchs.gov/by/mobilnoe–prilozhenie–mchs–belarusi–pomoshch–ryadom/ – Дата доступа 08.01.2021.
  3. О внесении дополнений и изменений в кодекс Республики Беларусь об образовании: Закон Республики Беларусь от 04 янв. 2014 г. № 126-З : принят Палатой представителей 05.12.2013 : одобрен Советом Республики Беларусь 19.12.2013.
  4. Образовательный стандарт. Дошкольное образование: постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 137 «Об утверждении образовательного стандарта».
  5. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разраб. теории инновац. процессов в образовании: (Метод, пособие) / Н. Р. Юсуфбекова. – Пед. о-во РСФСР, Центр. совет, АПН СССР, НИИ теории и истории педагогики, 1991.–91 с.
  6. Ошанина, Е. В. Межведомственное взаимодействие в муниципальной системе образования: эффективный социальный диалог / Е. В. Ошанина. – 2014. – 156 с
  7. Павлюков, С. Ю. Формула безопасности / С. Ю. Павлюков, Н. С. Окунь. – Минск: КИИ, 2015. – 99с.
  8. Пралеска : Базисная программа и методические рекомендации / Е. А. Панько. – Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : НМЦентр, 2000. – 471 с.
  9. Пралеска : программа дошкольного образования / Е. А. Панько. – Минск: НИО ; Аверсэв, 2007. – 320 с.
  10. Сведения о чрезвычайных ситуациях в Республике Беларусь по данным учета МЧС [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mchs.gov.by/ministerstvo/statistika/svedeniya–o–chs/. – Дата доступа 16.09.2020.
  11. Ситинова, С. Р. Историография безопасности жизнедеятельности у дошкольников / С. Р. Ситинова. — // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – vi, 106 с. С. 28-32. — URL: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://moluch.ru/conf/ped/archive/147/6960. – Дата доступа: 04.09.2020.
  12. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения / Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко. – М.: Просвещение, 1979. – 64с.
  13. Структурная программа «Безопасность детей» на 2017/2020 годы, утвержденная в 2016 году председателем комитета по образованию Мингорисполкома, начальником учреждения Минского городского управления МЧС Республики Беларусь».
  14. Тесты и задачи по правилам дорожного движения (АDrive ПДД-Тесты 2020, Учебной программы ПДД – 2020 «Новый поворот» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pdd.by/tasks/; http://adrive.by/products/tests. Дата доступа: 08.01.2021.
  15. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Нац. Ин-т образования, 2019. – 480 с.
  16. Федяевская, В. М. За безопасность детей на улице / В. М. Федяевская // Дошкольное воспитание. – 1937.
  17. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА, 2013. – 400с.
Скачать
свернуть