Обобщение опыта

«Формирование представлений у воспитанников о безопасном поведении на улицах города»

развернуть
Актуальность опыта.  
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
В настоящее время значительно вырос уровень детского дорожно-транспортного травматизма, это обусловлено недостатком в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Именно поэтому свой педагогический опыт я направила на формирование у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
В решении данной задачи важная роль принадлежит обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.   Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Цель опыта.
Целью моей   работы является формирование у воспитанников представлений о правилах дорожного движения и развитие у них навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи опыта.
Для достижения поставленной цели я выделила для себя следующие задачи:
  1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
  2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
  5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6.Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
  1. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Длительность работы над педагогическим опытом.
Выбранная мною тема достаточна широкая и многогранная. Я считаю, что недостаточно просто дать знания воспитанникам, нужно их систематизировать и закрепить, чтобы дети могли пользоваться ими на практике в повседневной жизни. Следовательно, это достаточно длительная работа, требующая немало времени. Я начала работать с воспитанниками средней группы и планирую вести данную работу и в старшей группе. Таким образом, моя работа займёт приблизительно 2 года.
                                        Описание технологии опыта.
Ведущая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Описание сути опыта.
Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного поведения на улице и дороге во всех видах познавательной деятельности (физкультурно-оздоровительной, музыкальной, речевой, математической, продуктивной, игровой) и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса.
Новизна моего опыта состоит в разработке системы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
В основу моего опыта работы легли следующие принципы:
  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
  3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
  4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
  5. Принцип социальной безопасности. Воспитанники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
  6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо «воспитывать» и законных представителей детей.
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в учреждении дошкольного образования – это один из самых новых и актуальных вопросов в дошкольной педагогике. Я считаю, что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
- Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей.
- Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
-Постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
- Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.
     При использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе я стараюсь соблюдать необходимые санитарно-гигиенические требования.
Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я демонстрирую детям обучающие мультфильмы: «Смешарики изучают Правила дорожного движения», «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения», «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)», «Сеня».
Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.
Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым, преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.
Наравне с новыми технологиями, я в своей работе стараюсь широко использовать и проверенные временем традиционные методы. Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат.
Усвоение знаний проще всего происходит в процессе игры, и поэтому   в своей работе использую различные дидактические игры: «Светофоры», «Инспекторы дорожного движения», «Ответь правильно», игры-минутки, игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, настольные, подвижные игры: «Двустороннее движение», а также беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, наблюдения, отгадывание загадок, развлечения, досуги по данной тематике.
      Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия: папки-передвижки по ПДД; индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения»; разработки памяток «Грамотный пешеход», «Наш друг – светофор»; разработка рекомендаций родителям о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.
Основные формы это: беседы, консультации, родительские собрания, разыгрывание ситуаций, пропаганда необходимости соблюдения правил поведения и дорожного движения родителями, привлечение к изготовлению игр, атрибутов для игр, оформление папок-передвижек по правилам дорожного движения с целью закрепления знаний детей. В индивидуальных беседах с родителями с помощью наглядной пропаганды подчеркиваю ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Основной упор в работе с родителями уделяю тому, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых.
Индивидуальные и групповые консультации для родителей проводятся по самым разным вопросам: какие книги читать детям, как проводить дома работу с ребенком по безопасному поведению на улице, какие настольные игры купить ребенку. На собраниях обсуждаем вопросы, касающиеся формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Кроме того, привлекаем родителей к созданию необходимых условий для профилактической работы с детьми.
Таким образом, я считаю, что накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.
Результативность опыта.
Главный результат моей работы - это понимание родителями ответственности за жизнь своих детей; это понимание детьми, что значит здоровый образ жизни и безопасность. Реакция и тех и других - положительная. Родители с удовольствием сотрудничают с учреждением дошкольного образования; дети, с интересом продолжают осваивать основные правила безопасности.
В результате бесед с воспитанниками, а также в процессе наблюдения за ними во время  игр, я пришла к следующим выводам об эффективности своей работы:
- дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.
- воспитанники проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.
- дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.
-необходимо продолжать формировать компетентность в вопросах личной безопасности воспитанников и их законных представителей.
-актуальность систематической работы по данному вопросу.
                                                Заключение.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планомерно, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.  
Можно с уверенностью сказать, что за прошедшее время удалось достичь единства во взаимодействии между педагогами и родителями в вопросах по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.   На основании проделанной работы и приобретенного опыта я пришла к выводу, что начатую работу необходимо продолжать для того, чтобы разработать систему мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач.
 
свернуть

«Формирование представлений о правилах пожарной безопасности у воспитанников старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

развернуть
Актуальность опыта
Пожарная безопасность детей в современных условиях жизни – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Участившиеся в последнее время трагические случаи с участием детей и анализ причин их возникновения убеждают меня в необходимости проведения систематической работы с детьми дошкольного возраста в данном направлении. Согласно статистическим данным МЧС РБ, в 2017 году на пожарах в республике погибло 495 человек, в т.ч. 5 детей, травмированно 266 человек, в т.ч.10 детей [11].  Задача взрослых состоит не только в том, чтобы создать безопасную среду для ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными ситуациями. Можно развить умение  ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать  понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней. Необходима целенаправленная работа по формированию у них правил пожарной безопасности  при  чрезвычайных ситуациях [4, с.7].
Чрезвычайная любознательность и эмоциональность детей дошкольного возраста, подвижность, незнание и непонимание опасностей, и неумение прогнозировать последствия своего поведения, приводит к печальным последствиям. Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Да, стоит! На пожарах  гибнут дети, уничтожаются материальные ценности.  Взрослые зачастую  подходят к этой проблеме недостаточно серьезно: позволяют детям играть с  огнеопасными
предметами, для многих зажигалка используется в качестве обычной игрушки. У детей часто отсутствует понимание опасности того или иного действия, нет навыков безопасного обращения с различными предметами, нет никакой защитной психологической реакции на опасность возгорания, которая характерна для взрослых. Большинство детей  не знают последовательности действий при возгорании, при распространении пожара в помещении. Конечно, на 100% от беды застраховаться никто не может. Но взрослые могут и должны формировать представления у детей, как правильно себя вести. Нужно помнить, что  дети, в случае пожара, чаще всего пугаются и прячутся под кроватями, в шкафах. Затем сложно найти такого ребенка в задымленном помещении [9, с.59].
Чтобы изменить отношение ребёнка к этой проблеме, нужно изменить сознание и отношение людей к пожарной безопасности, и детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности, то есть актуальность данной проблемы очевидна.
Однако накопление и формирование  представлений без соответствующего сопровождения взрослых идет не системно: поверхностно, ошибочно. Гораздо эффективнее это происходит в игровой форме на наглядном материале, когда дети обмениваются мнением со сверстниками, но  под руководством компетентным взрослых: родителей, воспитателей: в таком случае ребенок не только будет получать  необходимые представления об окружающем мире, но и применять их в жизни.
В связи, с этим возникает необходимость поиска эффективных средств, приёмов и методов по формированию основ пожарной безопасности у воспитанников старшего дошкольного возраста. Для разрешения противоречий была поставлена  цель - формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ пожарной безопасности посредством дидактических игр.
 Задачи опыта:
  1. Проанализировать научную и методическую литературу по формированию основ пожарной безопасности  у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Пополнить развивающую предметно-игровую среду дидактическим материалом, для формирования основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста, создать «Уголок пожарной безопасности».
  3. Разработать серию дидактических игр по пожарной безопасности.
  4. Систематизировать дидактические игры по блокам «Огонь в жизни человека», «Причины пожара», «Действия при пожаре».
  5. Создать электронную картотеку дидактических игр.
  6. Обобщить опыт в форме описания.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом проводилась в период с января 2016 года по май 2017 года в группе старшего дошкольного возраста на базе ГУО «Ясли-сад №2 г. Минска». Всю деятельность в процессе опыта можно условно разделить на три этапа:
1.Подготовительный: январь-май 2016
2.Практический: сентябрь 2016 – апрель 2017
3.Обобщающий: май 2017
Описание технологии опыта
Ведущей идей опыта является использование дидактических игр для формирования основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Описание сути опыта
Анализируя  научную и  методическую литературу, изучив опыт педагогов-практиков по проблеме формирования основ  пожарной безопасности,  свою работу на подготовительном этапе, я начала с  пополнения развивающей  предметно-игровой  среды по пожарной безопасности в группе. С учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, в группе был оборудован и оснащен «Уголок пожарной безопасности», где я сосредоточила весь основной  материал, обеспечивающий непрерывный процесс формирования основ правил пожарной безопасности: макеты, игрушки, ростовые фигуры (кукла-спасатель, игрушечный телефон, условная экипировка спасателей, в том числе модели одежды юных спасателей-пожарных, изготовленные собственными руками,  для использования в проведении различных мероприятий и т.д.). А также пожарная техника и пожарно-технические сооружения (заводского изготовления и выполненные  руками родителей – макет пожарной каланчи, пожарные машины,  каски, пожарный щит и т.д.); настольные, сюжетно-ролевые, дидактические игры (кубики, лото, разрезные картинки, пазлы); детские рисунки, плакаты, инсталляции, фотоальбомы, картины, художественную литературу, журналы и т.д.
В оснащении уголка пожарной безопасности активными помощниками были  родители, которые оказывали  мне помощь в изготовлении атрибутов.
Оформленный уголок пожарной безопасности в группе, способствовал систематизации представлений детей о пожарной безопасности.  Ведь яркие наглядные пособия и интересные сюжеты, разыгрываемые с их помощью, поделки на тему, позволяли детям осознавать  всю серьезность и опасность таящуюся рядом.  Дети, играя, не подозревали, что формируют представления действовать с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Поэтому  очень важно, на мой взгляд, было подобрать игры сообразно возрастным особенностям моих воспитанников, их индивидуальным особенностям. Такими играми стали дидактические игры, что позволило мне развивать умения и систематизировать представления детей о пожарной безопасности, посредством активной, интересной для них деятельности. Эта и  есть  самая главная отличительная особенность дидактических игр. Дидактическая игра побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои представления. Каждая дидактическая игра, используемая мною, состояла из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий.
Практика моей работы показала,  что в старшем дошкольном возрасте дети не просто формируют представления в дидактических играх, но и развивают умения  сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат. Поэтому я широко использовала такие игры, как «Горит-не горит», «Опасно-не опасно» и др.
На практическом этапе своей педагогической деятельности, я разделила дидактические игры по пожарной безопасности на три блока:
I блок «Огонь в жизни человека», II блок «Причины пожара» и III блок «Действия при пожаре» (Приложение 1).
Поставленные задачи в каждом блоке определялись  с опорой на учебную программу дошкольного образования, содержание которой я  реализовала через нерегламентированную деятельность с воспитанниками в течение дня. Игры с детьми я проводила, как индивидуально, так и с группой воспитанников.
I блок «Огонь в жизни человека».
Задачи:  формировать представление детей об огне, развивать  умение определять его хорошие и плохие стороны, помочь  понять, что огонь бывает другом, а бывает и врагом; воспитывать чувство осторожности и самосохранения при нахождении вблизи источника огня.
В этот  блок, я подобрала  игры, формирующие общее представление детей об огне, развивающие умения выделять основные, характерные признаки опасных предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять, анализировать.
Игры этого блока позволили  мне сформировать у детей понимание того, что огонь бывает другом, но может быть и очень опасным, закрепить  представления об огне, умения определять его хорошие и плохие стороны. Одновременно знакомила   детей с историей возникновения огня, закрепляла  представления о роли огня в жизни человека. Благодаря игровым приёмам, повышалось  качество усвоения познавательного материала. Наиболее эффективным приёмом было использование  воображаемых ситуаций:  путешествие к древним людям, встреча с различными  героями и т. п.  Например, «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). В то время,  никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Какие вы знаете способы? Что мы расскажем им об этих способах?».  С детьми проводились беседы   по типу игр-загадок, например, «Отгадай-ка», «Добрый и злой огонь»,  «Хорошо-плохо», «С чем можно играть», «Огонь друг или враг?»  др.
Игры  этого блока также   активизировали развитие умений воспитанников составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков.  Использование таких игр способствовало логической чёткости, доказательности речи, и не только активизации словаря детей, но и  расширению представлений   ребенка о мире вещей, явлений, их свойствах, качествах.
II блок   «Причины пожара».
Задачи: формировать представления о причинах пожара, о пожароопасных предметах; развивать умение реально оценивать возможную опасность, классифицировать ситуации на хорошие и плохие, внимание, память, мышление и речь; воспитывать чувство ответственности.  осторожности при использовании пожароопасных предметов.
Это были игры формирующие представления о причинах пожара, и  я старалась, чтобы мои воспитанники, играя, давали  правильную оценку сложившейся  опасной  ситуации.   В этом блоке,  посредством ознакомления детей с пожароопасными предметами, я формировала у них осознанное и осторожное отношение к предметам, которые наиболее часто являются причиной пожара. Дети  систематизировали   представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды, этому способствовали такие  игры, как  «Назови причины пожара», «Горит-не горит», «Фанты», «А если бы...», «Доскажи словечко», «Четвёртый лишний», «Опасные предметы-источники пожара», «Лото-пожарная безопасность», «Выбери нужное» и др.  Опыты и эксперименты, которые я проводила с воспитанниками, давали возможность  самостоятельно находить решение проблемы, подтверждение или опровержение собственных представлений.  Например,  я задавала детям вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?» Они отвечали, что это некрасиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности в это время они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценностью этого приёма было  в том, что он давал детям возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
III блок «Действия при пожаре»
Задачи:  систематизировать представления детей о действиях при возникновении экстремальных ситуаций, развивать умение вести себя правильно в возникших опасных ситуациях, правильно набирать  номера телефонов экстренных служб, практические элементарные умения  поведения детей при возникновении пожара; воспитывать чувство ответственности, самосохранения, благодарности людям, которые помогают в сложных жизненных ситуациях.
В третий  блок были  собраны игры, требующие от детей умения правильно действовать в пожароопасных ситуациях, совершать правильные умозаключения, логические выводы. 
Играя, в эти игры воспитанники расширили  свои представления о работе пожарных. В таких играх как «Что нужно пожарным », «Превратись в пожарного», «Диалоги по телефону», «Собери аптечку», «Если возник пожар», лото «Спасатели», «Маленький Айболит» дети отработали действия в случае возникновения пожара и умения  правильно набирать номера экстренных служб спасения (101, 102, 103, 104, 112),  давать четкие ответы на вопросы оператора службы. 
С целью систематизации представлений детей о действиях при возникновении пожара я широко использовала   метод моделирования ситуаций: «Составим планкарту групповой комнаты и отметим опасные места красными кружочками», «Дым в группе», «Дым из соседнего дома», «Запах гари», «Сработала пожарная сигнализация в группе, что ты будешь  делать?».  В итоге мои воспитанники овладели умениями самостоятельно составлять планкарту группы, участка учреждения дошкольного образования, дороги в детский сад, располагать предметы в пространстве и соотносить их со своим местонахождением на планкарте, «читать» карту. Данный метод позволил детям овладеть практическими способами поведения при возникновении пожара. 
Нельзя не сказать о  приёме повторения,  без применения которого не было бы  прочности систематизации представлений у детей об основах пожарной безопасности. В дидактических играх, он  выступал как ведущий  методический приём. От детей требовалось умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводило к появлению обобщений, способствовало самостоятельному формулированию выводов, повышало познавательную активность детей.   
Во время  проведения дидактических  игр, я старалась сделать их занимательными, избежать сухости, широко использовала такие игровые приёмы, как сговор, жеребьевка, считалочка, разыгрывание фантов, развивала умения владеть собой, перевоплощаться. Проводя такие игры как «Превратись в пожарного», «Что ты сделаешь, если…», «Фанты» и др. для себя я отметила, что детям было не интересно, когда играли  двое, а остальные ждали своей очереди. Поэтому в последующем, во время игр я максимально старалась задействовать всех воспитанников: одни загадывали загадки, другие отгадывали; одни называли предметы, другие их отсчитывали; одни придумывали рассказы, другие слушали  и затем дополняли и т. д.
Кроме того, для стимулирования активности и поддержания интереса детей старшего дошкольного возраста к дидактическим играм, в нашем уголке безопасности  появился игровой персонаж Пожаркин,  у которого в сумке  ежедневно были спрятаны задания, вопросы. Например, в своей сумке он приносил   предметы: пустая пластиковая бутылочка, пакет с сухими листьями, пакет с песком,  пенопласт, бутылочка с водой.  Пожаркин  просил помочь смоделировать опасную ситуацию, а затем ответить на вопросы: чем из этих предметов можно потушить огонь, что горит, а что нет! (Дидактическая игра «Выбери нужное»).
Иногда во время проведения дидактических игр,  я наблюдала, что некоторые воспитанники отвлекались от выполнения задания,  либо наоборот были излишне активны, баловались, задавали много вопросов. В таких случаях для активизации  познавательного интереса и внимания детей,  мною использовались практические  методы – опыты и эксперименты: «Чем можно потушить огонь?», «Горит-не горит»,   «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию», в процессе, которых я развивала умения выдвигать предположения, делать элементарные  выводы, приучала   не   бояться допускать ошибки,  старалась создавать ситуацию успеха для каждого.
В своей работе с детьми,  я активно использовала информационно-коммуникационные технологии (мультфильмы, презентации, обучающие ролики, диафильмы и др.), электронные средства обучения (телевизор, мультимедийная установка, ноутбук).
Преподнесение  информации на экране компьютера, мультимедийной установки, либо телевизоре вызывает у детей огромный интерес и способствует активизации познавательной активности воспитанников. Мною была создана  картотека электронных дидактических игр (Приложение 2). В ней размещены дидактические   игры в соответствии с выделенными тематическими блоками («Угадай профессию», «Кто с огнем не осторожен у того пожар возможен», «Чтоб не ссориться с огнём», «Опасный огонь», «Загадай-отгадай», «Сказка о спичке», «Чем можно потушить огонь?» и др.).
   Создать игру с помощью программы Microsoft Offise Роwer Point при использовании анимации было несложно. Для этого не нужно знать основы программирования, а иметь лишь время и желание. При создании дидактических игр с использованием компьютера, я руководствовалась необходимостью повысить познавательную активность детей. Играть в электронные игры  детям было очень интересно, они охотнее преодолевали трудности, свободнее вступали в диалог и высказывали свои мысли.   
Для просвещения законных представителей воспитанников я регулярно проводила консультационную и просветительскую работу, тематика используемых мной консультаций была разнообразной и содержала актуальную информацию («Роль дидактических игр в формировании   правил пожарной безопасности», «Играя, развиваемся!», «Пожароопасные предметы в квартире», «Сделай игру сам!»). Данная работа способствовала проявлению интереса родителей к теме и желанию принять участие в создании дидактических материалов для формирования основ пожарной безопасности у детей.  Это показали такие мероприятия, проводимые мной внутри группы как конкурс «Лучшая инсталляция к игре «Кошкин дом»; выставка   самодельных дидактических игр: «Лабиринты», «Знатоки безопасности», «Кошкин дом», выставка-вернисаж  детско-родительского творчества «Что может привести к пожару?»,  «Осторожно огонь!» (Приложение 3).  Изготавливая материал для игр самостоятельно, учавствуя в конкурсах детско-родительского творчества  дети и их родители подбирали картинки, природный материал для игр, изготавливали карточки, фишки, упаковки, тем самым укреплялись внутрисемейные отношения. Такая работа позволила мне привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе. Кроме того, как  показал опыт, у ребёнка, который готовил атрибуты для игры сам, отношение к ним более бережное и трепетное.
Общая согласованность действий при формировании основ пожарной безопасности, как родителей, так и педагогических работников группы, по моему мнению, очень важны. Поэтому я практиковала разнообразные формы работы с законными представителями. Это проведение круглых столов, вечеров встреч, семинаров, тематических выставок и др. на разнообразную тематику, где главной целью выступило привлечь родителей к  совместной работе по формированию основ пожарной безопасности у воспитанников (Приложение 4).
На заключительном этапе своей педагогической деятельности  я провела открытое итоговое занятие-игру в форме интеллектуальной викторины  «Что? Где? Когда?» «Знатоки безопасности» совместно с законными представителями воспитанников. Цель –   обобщение представлений у воспитанников об элементарных правилах пожарной безопасности посредством использования мультимедийных средств обучения в тесной взаимосвязи с законными представителями. (Приложение5).
Игра-викторина состояла из серии дидактических игр и упражнений, где мои воспитанники показали отличный результат в систематизации представлений  о правилах пожарной безопасности,  о безопасном использовании электроприборов, о работе пожарных,  причинах пожара  и способах поведения в чрезвычайных ситуациях. У детей активизировался словарный запас по данной теме, они стали логически рассуждать, делать выводы и самостоятельные умозаключения по основам пожарной безопасности.
Результативность и эффективность опыта.
Проанализировав результаты своей работы, я пришла к выводу, что использование дидактических игр оказалось эффективным средством для формирования основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.
Были созданы необходимые условия, способствующие формированию опыта безопасного поведения:  развивающая предметно-игровая  среда, изготовлены и классифицированы  дидактические игры по темам, создана картотека дидактических игр с использованием технических средств обучения.
Воспитанники  стали более любознательными, активными, расширился их словарный запас, они с удовольствием наблюдают, исследуют, дают правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям и поступкам, с удовольствием играют в дидактические игры.
Таким образом, дидактические игры выступили прекрасным средством в формировании основ пожарной безопасности. В них дети отражали окружающую действительность, проявляли свои умения, делились  ими со сверстниками.
Как результат использования  дидактических игр –  достижения воспитанников в систематизации представлений основ  пожарной безопасности.
Заключение
Проводимая работа позволила мне:
- сформировать у детей понимание того, что огонь бывает другом, а может быть и врагом;  
- умение реально оценивать возможную опасность, запомнить правила пожарной безопасности;
- воспитать чувство осторожности и самосохранения, уверенность в своих силах;
- провести профилактику страха перед огнем,  чувство благодарности профессии пожарного;
- усвоить практические умения поведения детей при возникновении пожара.
В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении, пополнить уголок пожарной  безопасности новыми атрибутами, играми, усовершенствовать  серию дидактических игр по пожарной безопасности, а также пополнить электронную картотеку игр. В конце года планирую предложить законным представителям воспитанником совместное мероприятие, поход  в музей «Огня», который открыт  Минским городским управлением МЧС.
Опыт работы по теме «Формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ пожарной безопасности посредством дидактических игр»   представлялся на методическом объединении воспитателей дошкольного образования Партизанского района г. Минска в январе 2018г., аукционе педагогических идей «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в рамках реализации образовательной области «Ребенок и общество» (раздел: безопасность жизнедеятельности) и активно внедрен в практику работы нашего учреждения дошкольного образования.
Представленный опыт может быть использован другими педагогическими работниками, независимо от их опыта работы и квалификационной категории. Кроме того, опыт может быть полезен законным представителям воспитанников.
 
свернуть

«Формирование представлений воспитанников 2-ой младшей группы о правилах дорожного движения через нерегламентированную деятельность»

развернуть
Актуальность опыта
Формирование основ безопас­ности жизнедеятельности ребенка и охрана его здоровья является одной из актуальнейших задач современного дошколь­ного образования. Воспитание безопасного поведения на ступени дошкольного детства очень важно с точки зрения закла­дывания основ безопасности, остающихся на всю жизнь человека, поскольку формирующиеся в дошкольном воз­расте навыки характеризуются прочностью и легкостью их выработки.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста заключается не только в том, чтобы оберегать ребенка от опасностей, но и в том, чтобы сформи­ровать представления о правилах безопасного поведения и здоро­вом образе жизни, привить навыки безопасного поведе­ния.
Формирование представлений у детей о правилах дорожного движения занимает особое место в связи с возрастающей дис­пропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности и дисци­плиной участников дорожного движения.
Воспитание грамотного пешехода – это  обязанность родителей и воспитателей дошкольного  образования. Важно, чтобы законные представители детей были в курсе образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, помога­ли ребенку закреплять полученные представления и умения, ис­пользуя возможности домашнего воспитания. Совместная деятельность пап и мам с детьми повысит качество подго­товки детей в сфере безопасной жизнедеятельности. В дошколь­ном детстве именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, являясь главным авторите­том и образцом для подражания. Демонстрация родителями модели культурного и безопасного поведения, оценка дей­ствий ребенка определяет развитие детей дошкольного воз­раста в данном направлении. В этой связи взрослые члены семьи должны неукоснительно соблюдать базовые правила безопасности и последовательно требовать этого от ребенка.
Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения.  По данным Национального статистического комитета (Белстат), в 2019 году на дорогах в республике погибло   745 человек.  Среди участников дорожного движения наибольшее количество погибших среди пешеходов (41,5%). Только за 1-е полугодие с участием детей в возрасте до 18 лет зарегистрировано 29 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 30 детей получили телесные повреждения, из них: 20 детей – пешеходы, 4 ребенка – пассажиры транспортных средств, 6 – велосипедисты. Именно по вине пешеходов допущено большинство дорожно-транспортных происшествий.
В связи, с чем возникает необходимость сформировать представления о правилах безопасного поведения на дороге: останавливаться перед движущимся транспортом, соблюдать правила перехода дороги, движения по тротуару;  представления о цветах светофора, пешеходном переходе «зебра», дорожном знаке «Пешеходный переход». От воспитателей дошкольного образования требуется уже не простое фрагментарное включение форм работы с детьми дошкольного возраста в данном направлении в образовательный процесс, а целенаправленная работа по формированию умений соблюдать правила дорожного движения посредством разных видов детской деятельности.
Развитие умений соблюдать правила дорожного движения является одним из самых жизненно необходимых направлений в работе с детьми дошкольного возраста, но и одним из самым сложных для осуществления по ряду причин:
  • возрастные особенности детей дошкольного возраста, их эмоциональное восприятие окружающего мира, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере понимания социальных явлений;
  • острая нехватка научно-методического обеспечения по проблеме безопасности жизнедеятельности в Республики Беларусь;
  • недостаточное количество демонстрационного материала, учебно-наглядных пособий, настольно-печатных игр для работы с детьми по проблеме безопасности;
  • слабое оснащение в учреждении дошкольного образования техническими средствами обучения (ноутбук, телевизор, интерактивная доска, мультимедийная установка, переносной музыкальный центр и др.);
  • пассивность и безучастность взрослых в во­просах безопасности детей на дорогах;
  • отсутствие сформированных представлений о правилах дорожного движения у детей младшего возраста;
  • однотипность и традиционность используемых воспитателями дошкольного образования методов и приёмов обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах;
  • отсутствие взаимодействия с ГАИ по пропаганде правил дорожного движе­ния среди воспитанников и их родителей.
Существующие противоречия в данной области определили мой выбор темы обобщения педагогического опыта «Формирование  представлений воспитанников 2-ой младшей группы о правилах дорожного движения посредством различных видов детской деятельности».
Цель опыта
Формирование  представлений о  правилах дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста посредством различных видов детской деятельности (игровая, художественная, познавательная практическая деятельность  и общение).
Задачи опыта
  • проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования   представлений безопасного  поведения  на дороге у детей  младшего дошкольного возраста;
  • разработать перспективный план нерегламентированной деятельности и конспекты занятий по правилам дорожного движения;
  • пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы, способствующую формированию представлений о правилах дорожного движения;
  • активизировать работу с родителями по формированию представлений о правилах дорожного движения у воспитанников.
  •  организовать   регулярное взаимодействие с ГАИ по пропаганде правил дорожного движе­ния среди воспитанников и их родителей.
Длительность работы над  педагогическим опытом
Работа над опытом проводилась в период с мая 2019 года по май 2020 года в группе младшего дошкольного возраста на базе ГУО «Ясли-сад №2 г. Минска». Всю деятельность в процессе  опыта можно условно разделить на несколько этапов:
Подготовительный этап: май 2019г. – август 2019г.
Основной этап: сентябрь 2019г. – март 2020г.
Заключительный этап: апрель 2020г. – май 2020г.
Описание технологии опыта
Ведущая идея опыта
Расширить  представления воспитанников младшего дошкольного возраста о  правилах дорожного движения посредством различных видов детской  деятельности (игровая, художественная, познавательная практическая деятельность  и общение).
Описание сути опыта
В результате изучения материалов по проблеме  было установлено, что, к сожалению, в практике работы учреждений дошкольного образования Республики Беларусь имеется небольшое количество методических материалов по проблеме безопасности жизнедеятельности. Их научно-методическая основа была заложена еще в программе «Пралеска» (2010г.). Авторы программы акцентировали внимание на отдельных компонентах безопасности жизнедеятельности детей (пожарная безопасность, правила дорожного движения, поведение в опасных ситуациях и др. в образовательном блоке «Я и мир вокруг меня»). Методическое сопровождение проблемы безопасности жизнедеятельности в Беларуси разработано в недостаточной степени (в частности, пособие Т.В.Загвоздкиной)[10].
В действующей учебной программе дошкольного образования (2019г.) определены задачи безопасности жизнедеятельности в образовательной области «Ребенок и общество», в которой предлагается значительный объем представлений и умений для детей по проблеме безопасности. Представления о безопасности жизнедеятельности необходимо формировать у детей младшего дошкольного возраста ежедневно и ежечасно — общаясь, играя, беседуя с воспитанниками, развивая их коммуникативные навыки, приобщая к художественной деятельности. А в связи с тем, что учебных часов на изучение безопасности жизнедеятельности не предусмотрено нормативными техническим актами Республики Беларусь, я предлагаю реализовать данную задачу посредством нерегламентированной деятельности воспитанников (игровая, художественная, познавательная практическая деятельность и общение) (приложение 1).
Так как правила, усвоенные ребенком в дошкольном возрасте, впоследствии,  становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека в целом я посредством реализации нерегламентированной деятельности стараюсь формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся сложных ситуациях на улицах и дорогах. 
Мною были определены  разнообразные формы реализации  видов детской деятельности и средств обучения и оформлены в картотеку для удобства использования (приложение №2). Также в процессе работы на данном этапе уже создана картотека мультипликационных образовательных роликов  по безопасности жизнедеятельности и подобраны видео-уроки по ОБЖ (приложение 3)[21].
На первом этапе мне было необходимо, заинтересовать детей, актуализировать, уточнить их  представления о правилах дорожного движения. Я с детьми рассматривала потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть  на улице, меры предосторожности. Был расширен  круг представлений детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, подземный, воздушный и водный). Активно прошло знакомство со специальными автомобилями: «Скорая помощь», «Полиция», их назначение и особыми правилами движения по улице.
Для успешной реализации задач необходимо создание условий, являющихся благопри­ятными для формирования представлений о безопасности жизне­деятельности  на дороге у воспитанников. Поэтому на первом этапе требовалось преобразовать и пополнить предметно-развивающую среду. В пер­вую очередь библиотека группы и уголок безопасности  были пополнены по теме безопасности жизнедеятельности, соответствующими младшему дошкольному возрасту воспитанни­ков. Библиотека группы включает в себя: произведения известных авторов, стихи-наставления о пра­вилах поведения в разных жизненных ситуациях, «умные» сказки и рассказы, т. е. была оформлена подборка художественной литературы (приложение 4).  
Был изготовлен транспорт специального назначения, настольный макет, моделирующий улицы и дороги, приобретены дорожные знаки, подобраны иллюстрации, наглядные пособия, все материалы собраны в специально созданном уголке безопасности в группе (приложение 5).
Все это позволило не только заинтересовать воспитанников проблемой безопасности жизнедеятельности, но и продолжить зна­комство с правилами дорожного движения.
В процессе работы параллельно ведется работа по оформлению конспектов бесед, проблемных ситуаций, викторин, кроссвордов, альбомов по правилам безопасности жизнедеятельности, картотек подвижных игр, изготавливаются атрибуты для сюжетно-ролевых игр, карточки безопасных ситуаций, телефонов служб спасения (приложение 6).
Считаю немаловажным внедрение форм реализации видов детской деятельности и средств обучения, влияющих на развитие умений соблюдать правила  дорожной безопасности  в содержание физкультурных досугов и музыкальных развлечений.
Работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 3-4 лет осуществляла в тесном контакте с законными представителями воспитанников. Родители на родительских собраниях, семинарах-практикумах и беседах знакомились с работой учреждения дошкольного образования по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получали консультативную помощь по проблеме безопасности дорожного движения (приложение 7).
Многие родители, имеющие свои автомобили стали более внимательными водителями, так как осознали, что их  маленькие дети, являясь пешеходами – это тоже участники дорожно-транспортного движения. И положительный пример родителей при неукоснительном соблюдении правил дорожного движения – это основа безопасного поведения ребенка. Проделанная работа дала продуктивный результат.
На втором этапе я  показывала разнообразие проявления правил безопасности жизнедеятельности в жизненных ситуациях, развивала умение применять эти правила.
С целью формирования у детей устойчивых умений безопасного поведения на дороге и улицах города, мною осуществлялась тесная связь между всеми разделами учебной программы дошкольного образования. На  занятиях по разным образовательным областям постоянное внимание уделяла формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, развитию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Мои воспитанники с желанием обыгрывали  различные дорожные ситуации - тем самым закрепляли правила дорожного движения. Благодаря инсценированным ситуациям  у детей сформировалось представление о том, как можно и как нельзя себя вести на дорогах города.
В игровой форме формировались представления о дорожных знаках, их классификация, назначение. Знакомила детей с ГАИ, рассказывала о том, кто там работает, узнали о труде милиционера-регулировщика. Регулировщики следят за порядком на тех перекрёстках, где нет светофора. Они подают команды жезлом: кому идти, кому стоять. Каждый ребёнок мог выступить в роли регулировщика и запомнить правила через игру: регулировщик поднимает правую руку вверх – это соответствует жёлтому сигналу светофора; регулировщик стоит лицом или спиной к движению - это соответствует красному сигналу; регулировщик повернулся боком - можно идти на зелёный сигнал светофора.
Большой популярностью пользуется дидактическая игра «Перекрёсток», которую мы изготовили совместно с детьми. Благодаря ей закрепляются многие изученные правила (останавливаться перед движущимся транспортом) и знаки  дорожного  движения («Пешеходный переход»).
Вместе с детьми рассматривали иллюстрации из альбома «Безопасность»,  выясняли,  где дети поступили правильно,  а где нарушили правила.  Научились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность,  правильно реагировать в таких случаях - уметь звать на помощь. Познакомились с номерами служб спасения 101, 112.
 Закрепили все правила в игре «Если…» - обыгрывали с детьми ситуации. Дети,  что вы будете делать, если…(горит красный свет светофора, светофор не работает и т.д.).  Благодаря этой игре закрепляли  правила дорожного движения в нестандартных ситуациях.
Особое внимание мной уделялось разнообразию видов детской деятельности в разделе «Общение» в нерегламентированной деятельности (приложение 8). 
На заключительном этапе на основе усвоенных представлений и умений происходило осознанное овладение реальными практическими действиями. Основываясь на возрастных особенностях детей, мной были составлены конспекты тематических занятий, консультации, памятки для законных представителей воспитанников по разделу «Правила дорожного движения» (приложение 9).        
Результативность и эффективность опыта
Дети стали более внимательными на  улице, дорогах города, имеют четкое представление:
  • о значении цвета светофора (зеленый – для перехода улицы, желтый – ожидание другого сигнала светофора, красный – переходить улицу нельзя);
  • о пешеходном переходе «зебра»;
  • о дорожном знаке «Пешеходный переход»;
  • о правилах безопасного поведения на дороге (останавливаться перед движущимся транспортом, соблюдать правила перехода дороги, движения по тротуару).
Многие родители отметили, что повысился и их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о постоянном соблюдении правил дорожного движения, о безопасном образе жизни своей семьи.
Взаимодействие педагогов,  родителей, сотрудников ГАИ позволило внести существенный вклад в накопление опыта безопасного поведения детей на улицах и дорогах города.
Заключение
Планомерная и систематическая деятельность педагогических работников, направленная на формирование представлений о правилах дорожного движения  детей является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Поэтому, на мой взгляд,  она должна проводиться всегда, постоянно,  а не время от времени.
Опыт работы по формированию представлений о правилах дорожного движения у воспитанников доказал эффективность  и необходимость в работе в этом направлении. Были созданы благоприятные условия по развитию умений, формированию и систематизации представлений детей дошкольного возраста   о правилах безопасного поведения на дорогах. В результате данной работы у детей формируется  чувство безопасности, приходит осознание ребёнком ценностей здоровья и жизни человека.
Я убедилась, что у детей отношение к личной безопасности и безопасности  окружающих становиться сознательным и ответственным, появляется полное представление о правильном и безопасном поведении на дороге.  
Я убеждена, что раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми представлениями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья помогут сберечь жизнь и здоровье подрастающего поколения Республики Беларусь в целом.
 
свернуть

«Формирование представлений у воспитанников о безопасности жизнедеятельности через разнообразные формы работы»

развернуть
Актуальность опыта
Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных и актуальных проблем, которая вызывает беспокойство у людей всей планеты. Это обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью (интенсивная автомобилизация, рост сети коммуникаций, насыщенная технизация жилища). Участившиеся в последнее время трагические случаи с участием маленьких детей и анализ причин их возникновения убеждают нас в необходимости проведения систематической работы с детьми в данном направлении. Правила безопасности жизнедеятельности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека – разная среда диктует различные способы безопасного поведения. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы создать безопасную среду для ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече  с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы социального опыта и личностных качеств ребенка. Чрезвычайная любознательность и эмоциональность детей, подвижность, незнание и непонимание опасностей, и неумение прогнозировать последствия своего поведения, приводит к печальным последствиям.
По статистике ежегодно в Республики Беларусь получают травмы и увечья более 750 тысяч жителей, из них около 120 тысяч (20%) – дети. Детский травматизм вызывает особую тревогу. Дети получают тяжелые травмы, увечья и даже гибнут, будучи дома, играя во дворе, на стадионах, в дорожно-транспортных происшествиях. В летний период текущего года отмечено увеличение числа падений детей дошкольного и преддошкольного возраста из окон, с балконов и лоджий[3].В связи, с чем возникает необходимость научить ребенка адекватно осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными правилами безопасности поведения дома, на улице, в транспорте и на дороге. От современного дошкольного образования требуется уже не простое фрагментарное включение форм работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности в образовательный процесс, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям соблюдать правила безопасности жизнедеятельности в различных жизненных ситуациях.
Развитие умений соблюдать правила безопасности жизнедеятельности можно назвать одним из самых жизненно необходимых направлений в работе с детьми дошкольного возраста, но и самым сложным для осуществления по ряду причин:
возрастные особенности детей дошкольного возраста, их эмоциональное восприятие окружающего мира, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере понимания социальных явлений;
острая нехватка научно-методического обеспечения по проблеме безопасности жизнедеятельности в Республики Беларусь;
недостаточное количество демонстрационного материала, учебно-наглядных пособий, настольно-печатных игр для работы с детьми по проблеме безопасности;
отсутствие специально выделенной образовательной области по безопасности жизнедеятельности;
недостаточность в учреждении дошкольного образования технических средств обучения (ноутбук, телевизор, интерактивная доска, мультимедийная установка, переносной музыкальный центр и др.).
Существующие противоречия в данной области определили мой выбор темы обобщения педагогического опыта «Формирование  представлений у воспитанников о безопасности  жизнедеятельности  через разнообразные формы работы».
Цель опыта
Формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о  безопасности жизнедеятельности через разнообразные формы работы в нерегламентированной деятельности.
Задачи опыта
изучить теоретические основы формирования  безопасного  поведения детей дошкольного возраста;
выделить факторы, оказывающие влияние на поведение ребенка в опасной ситуации;
проанализировать современные программы  с позиции обучения безопасному поведению детей;
разработать перспективный план нерегламентированной деятельности и конспекты занятий по  правилам безопасности жизнедеятельности;
определить педагогические условия воспитания безопасного поведения ребенка в жизни;
внедрить в образовательный процесс педагогические технологии и методики по формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников;
создать алгоритм работы с родителями по формированию основ  безопасности жизнедеятельности у воспитанников. 
Длительность работы над опытом
Работа над опытом проводилась в период с ноября 2015 года по декабрь 2016г.
Всю деятельность в процессе опыта можно условно разделить на несколько этапов:
Подготовительный этап: ноябрь 2015г. – январь 2016г.
Основной этап: февраль 2016г. – ноябрь 2016г.
Заключительный этап: декабрь 2016г.
Описание технологии опыта
Ведущая идея опыта
Расширение и систематизация представлений детей дошкольного возраста о  безопасности жизнедеятельности через нерегламентированную деятельность.
Описание сути опыта
Вначале была изучена научно-методическая и психолого-педагогическая литература по проблеме формирования представлений у воспитанников о безопасности жизнедеятельности и составлен глоссарий по основным понятиям. По результатам было установлено, что, к сожалению, в практике работы учреждений дошкольного образования Республики Беларусь имеется небольшое количество методических материалов по проблеме безопасности жизнедеятельности. Их научно-методическая основа была заложена еще в программе «Пралеска» (2010г.). Авторы программы акцентировали внимание на отдельных компонентах безопасности жизнедеятельности детей (пожарная безопасность, правила дорожного движения, поведение в опасных ситуациях и др. в образовательном блоке «Я и мир вокруг меня»). Методическое сопровождение проблемы безопасности жизнедеятельности в Беларуси разработано в недостаточной степени (в частности, пособие Т.В.Загвоздкиной)[10].
В действующей учебной программе дошкольного образования (2012г.) определены задачи безопасности жизнедеятельности в образовательной области «Ребенок и общество», в которой предлагается значительный объем представлений и умений для детей по проблеме безопасности. Однако программный материал недостаточно систематизирован, а его сущностная основа нуждается в некоторой детализации и конкретизации[10]. Также в существующей программе дошкольного образования нет отдельно выделенной образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», что вызывает определенные трудности в прямой реализации поставленных программных задач в образовательном процессе в данном направлении. В связи с этим встает необходимость в разработке системы подачи знаний воспитанникам по данной проблеме, так  как ребенок эффективно усваивает знания, только если они даются в определенной последовательности. Поэтому на данном этапе были выделены 5 тематических блоков, в которых систематизированы имеющиеся задачи учебной программы дошкольного образования и объединены в соответствии с их содержанием. В каждом тематическом блоке предложено содержание деятельности с детьми соответственно возраста воспитанников [1, 25].
В связи с тем, что учебных часов на изучение безопасности жизнедеятельности не предусмотрено нормативными техническим актами Республики Беларусь, содержание тематических блоков я предлагаю реализовывать посредством нерегламентированной деятельности воспитанников.
Анализ существующей научно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов позволил определить подходящие формы реализации видов детской деятельности средств обучения и оформить их в картотеку для удобства использования (приложение №3). Также в процессе работы на данном этапе уже создана картотека мультипликационных образовательных роликов  по безопасности жизнедеятельности и подобраны видео-уроки по ОБЖ (приложение 4)[21].
Так как правила, усвоенные ребенком в дошкольном возрасте, впоследствии,  становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека в целом мы посредством реализации нерегламентированной деятельности стараемся формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся сложных жизненных ситуациях. 
Важным условием решения задач стало создание специальных педагогических условий для наиболее успешного формирования представлений у воспитанников о безопасности жизнедеятельности в нерегламентированной деятельности. В связи с этим  был изготовлен транспорт специального назначения, настольный макет, моделирующий улицы и дороги, пожарный щит, приобретены дорожные знаки, муляжи съедобных и несъедобных грибов, подобраны иллюстрации, наглядные пособия, оформлена подборка художественной литературы, все материалы собраны в специально созданном уголке безопасности в группе.
В процессе работы параллельно ведется работа по оформлению конспектов бесед, проблемных ситуаций, викторин, кроссвордов, альбомов по правилам безопасности жизнедеятельности, картотек подвижных игр, изготавливаются атрибуты для сюжетно-ролевых игр, карточки безопасных ситуаций, телефонов служб спасения.
Считаю немаловажным внедрение форм реализации видов детской деятельности и средств обучения, влияющих на развитие умений соблюдать правила безопасности жизнедеятельности в различных жизненных ситуациях в содержание физкультурных досугов и музыкальных развлечений. При этом не менее важным условием формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста выступает тесная взаимосвязь с родителями наших воспитанников. Поэтому считаю, что одним из эффективных средств обучения будет выступать организация совместных физкультурных досугов и музыкальных развлечений с родителями, организация выставок детско-родительского творчества, выпусков семейных стенгазет, газет и т.д.
В своей работе я опиралась на содержании программы  по воспитанию дошкольников безопасного поведения на улицах и дорогах «Воспитать пешехода»  разработанной в 2009 году, пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной. Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами  работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я составила по разделам: 
Правила пожарной безопасности;
Правила дорожного движения;
Правила общения с другими людьми;
Правила поведения в природе;
Правила поведения в быту.
На 1 этапе мне было необходимо, заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их  знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Одновременно,  мною,   проводилась  работа по анкетированию родителей с целью выяснения их знаний о безопасной жизнедеятельности и выявлению запросов родителей по укреплению здоровья детей (Беседы, анкетирование - диагностика).
На 2 этапе я вводила правила безопасности жизнедеятельности в жизни детей, показывала разнообразие их проявления в жизненных ситуациях, тренировала дошкольников в умении применять эти правила.
На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило  осознанное овладение реальными практическими действиями.                    Основываясь на возрастных особенностях дошкольников, мной были определены формы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей.
Конспекты и  методические разработки, рекомендации я составила по разделам:
Правила пожарной безопасности;
Правила поведения дома;
Правила общения с другими людьми;
Правила поведения в природе;
Правила дорожного движения.         
Правила пожарной безопасности
Дети познакомились с правилами пожарной безопасности, научились осторожному обращению с огнём, узнали о профессии пожарного. У них развилось понимание того, что соблюдение  правил  пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Мне удалось объяснить, какой вред приносят игры с огнём. Мы познакомились с первичными действиями при обнаружении пожара,  на  практике учились правильно сообщать о пожаре по телефону. Благодаря дидактическим играм, таким как: («Осторожно огонь »), у детей сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям запрещается, - спички, зажигалки, газовые плиты, печка, электроприборы, петарды.
Во время опыта с горящей бумагой, дети выяснили, чего же боится огонь и научились тушить возгорание.
В процессе работы у каждого ребенка появилось уважение к труду пожарных. Дети узнали, как уберечь себя от ожогов,  например: когда проходишь мимо кухонной плиты, нужно следить за тем, чтобы не зацепиться за ручку сковородки или кастрюли. Не пытаться самостоятельно поднять кастрюлю с кипятком. Прежде чем влезть в наполненную ванну или встать под душ, проверь, не слишком ли горячая вода, так же узнали, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня. Благодаря практическим играм, научились оказывать первую помощь при ожогах.
Правила  дорожного  движения
Мы с детьми рассматриваем потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть  в играх во дворе дома, учимся мерам предосторожности.
Расширяется  круг представлений детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, подземный, воздушный и водный). Знакомимся со специальными автомобилями: «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», их назначение и особыми правилами движения по улице.
В игровой форме формируются знания о дорожных знаках, их классификация, назначение. Знакомлю детей с ГИБДД, рассказываю о том, кто там работает, узнаем о труде милиционера - регулировщика. Регулировщики следят за порядком на тех перекрёстках, где нет светофора. Они подают команды жезлом: кому идти, кому стоять, каждый ребёнок выступает в роли регулировщика и запоминает правила через игру: регулировщик поднимает правую руку вверх – это соответствует жёлтому сигналу светофора; регулировщик стоит лицом или спиной к движению - это соответствует красному сигналу; регулировщик повернулся боком - можно идти на зелёный сигнал светофора. Через сюжетно-ролевые  игры расширяется круг правил поведения в общественном транспорте: входить в автобус, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить через переднюю; нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна; нужно уступать место инвалидам, пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, нельзя шуметь и отвлекать водителя.
Интеграция в различных формах работы с детьми
С целью формирования у детей устойчивых умений безопасного поведения на дороге и улицах города, мною осуществляется тесная связь между всеми разделами учебной программы дошкольного образования. На  занятиях по образовательной области: Развитие речи и культура речевого общения, искусство: изобразительная деятельность постоянное внимание уделяю формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, развитию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Мои дошкольники с желанием обыгрывают,  различные дорожные ситуации тем самым закрепляются правила дорожного движения.
Большой популярностью пользуется дидактическая игра «Перекрёсток», которую мы изготовили совместно с детьми. Благодаря ей закрепляются многие изученные правила и знаки  дорожного  движения.
Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители на родительских собраниях, семинарах и беседах знакомятся с работой учреждения дошкольного образования по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности дорожного движения.     Многие родители, имеющие свои автомобили стали более внимательными водителями, так  как теперь их 6-7 летние дети сами делают им замечания по поводу  неправильной скорости при передвижении в тех или иных местах, остановках в неположенном месте, потому что очень хорошо выучили знаки дорожного  движения. Вот каких результатов мы смогли добиться. Проделанная работа дала положительный результат.
Ребёнок дома,  ребёнок  и  чужие люди,  ребёнок и природа
Дети изучали, как, правильно вести себя дома, когда остаются  одни. Благодаря инсценированной ситуации  у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Закрепили номера служб спасения 101, 102, 103, 104. Каждый ребёнок выступал в роли  оставленного дома ребёнка.
Вместе с детьми рассматривали иллюстрации из альбома «Безопасность»,  выясняли,  где дети поступили правильно,  а где нарушили правила.  Научились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность,  правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложение  незнакомого  взрослого. Закрепили все правила в игре «Если…» - обыгрывали с детьми ситуации. Дети,  что вы будете делать, если…(угощение конфетой, приглашение сходить в кино, хватание ребенка и попытка насильственно увести его в другую комнату).  Благодаря этой игре закрепляли  правила поведения детей во всех ситуациях.
Особое внимание уделялось мной чтению художественных произведений по формированию основ безопасности жизнедеятельности: сказок К. Чуковского, Г. Х. Андерсена,  Л.Кэрролл, В. Катаева, стихов А. Барто, С. Маршака и других.
Результативность и эффективность опыта
После проведенного анкетирования родителей,  был получен следующий результат: 100% родителей детей группы отмечают увеличение знаний детей по данной теме.  90% родителей отмечают увеличение словарного запаса своих детей. 75% отмечают изменения физического, психического, эмоционального здоровья детей в лучшую сторону. 90% заметили изменение отношения ребёнка к своему здоровью и здоровью других людей.
Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. 85% родителей отметили, что повысился и их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом  и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в учреждении дошкольного образования, но и дома.
Взаимодействие педагогов,  родителей, сотрудников ГИБДД позволило внести существенный вклад в накопление опыта безопасного поведения детей.
Считаю необходимым изменять позиция взрослых в процессе обучения в зависимости от имеющегося опыта и накопленных умений у детей. Эти   изменения идут от обучающей позиции к позиции равного партнёра, а затем к созданию условий для применения ребёнком полученных представлений и умений.
Заключение
Планомерная и систематическая деятельность педагогических работников, направленная на формирование основ безопасности жизнедеятельности детей является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Поэтому, на мой взгляд,  она должна проводиться всегда, постоянно,  а не время от времени.
Опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников доказал эффективность  и необходимость в работе в этом направлении. Были созданы условия по развитию умений, формированию и систематизации представлений детей дошкольного возраста   об основах безопасности жизнедеятельности. В результате данной работы у детей формируется  чувство безопасности, приходит осознание ребёнком ценностей здоровья и жизни человека.
Я убедилась, что у детей отношение к личной безопасности и безопасности  окружающих становиться сознательным и ответственным, появляется полное представление о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми. Дети осваивают правила поведения на улице, дороге, транспорте, они становятся более самостоятельными и ответственными.
Я убеждена, что раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми представлениями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья помогут сберечь жизнь и здоровье подрастающего поколения Республики Беларусь в целом.
 
свернуть
поделиться в: